Э.В. Давыдова
4
артикуляции — это положение передней части языка, которая смыка-
ется с верхними альвеолами, кончик языка при этом касается верхних
зубов. Чтобы добиться оттянутости языка назад, можно использовать
звук-помощник [ы]. Произнося звук [ы], следует медленно подни-
мать кончик языка к основанию верхних зубов. В качестве звуков-
помощников могут также выступать заднеязычные согласные [к], [г]
и гласные [о], [у]. При коррекции произношения [л’] (как правило,
этот звук произносится недостаточно мягко) можно использовать
звук-помощник [и]. Важно также обратить внимание на ощутимые
моменты артикуляции: смычка образуется глубже, чем при образова-
нии [л], — у края верхних альвеол; кончик языка может находиться у
верхних или у нижних зубов.
Согласный [р]
является очень трудным звуком для иностранных
учащихся. Трудность заключается в том, что нужно правильно отра-
ботать вибрацию языка. Для того чтобы вызвать указанную вибра-
цию, следует поместить кончик языка у альвеол и направить в обра-
зовавшуюся щель сильную струю воздуха. В качестве звуков-
помощников можно использовать звуки [т] и [д]. Сначала следует
отработать произношение [р] в сочетаниях
дра… дра… дра…, тра…
тра… тра…
и лишь затем перейти к тренировке этого звука в интер-
вокальном положении и в конце слова. При произношении мягкого
[р`] кончик языка вибрирует меньше, чем при произношении твердо-
го [р]. При коррекции произношения мягкого [р`] можно использо-
вать сочетания со звуками-помощниками:
ти, ди, ири, тири.
В упражнениях на противопоставления согласных [р] — [л],
[р`] — [л`] нужно следить за тем, чтобы студенты не допускали их
смешения. Необходимо напомнить учащимся, что при произнесении
[p] загнутый вверх кончик языка под действием проходящей воздуш-
ной струи вибрирует у альвеол. При произнесении [л] кончик языка
касается верхних зубов, поперек полости рта образуется щель, струя
воздуха выходит по краям. Рекомендуются упражнения на противо-
поставления, например:
рак-лак, просто-плохо, красный-классный,
Марина-малина, Раиса-Лариса
и т. д.
Согласные [c], [c`], [з], [з`].
При коррекции звуков [c] и [з] сле-
дует обратить внимание на ощутимый момент артикуляции: кончик
языка опущен и слегка касается нижних зубов у самого их основания.
Можно использовать звук-помощник [а]. При произношении мягких
согласных [c`] и [з`] у учащихся иногда появляется небольшой ши-
пящий призвук. Чтобы этого избежать, нужно слегка продвинуть
язык вперед. Можно использовать ощутимый момент артикуляции:
опустить кончик языка к основанию нижних зубов.
Согласные [ш], [ж].
При коррекции произношения звуков [ш] и
[ж] важно обратить внимание студентов на два ощутимых момента
артикуляции: кончик языка поднят к альвеолам и язык оттянут назад.