Обучение иностранных студентов фонетике русского языка…
5
Напряженное произношение звуков-помощников, согласных [к], [г],
[x] и гласных [o], [y] в сочетаниях
кшу, гжу, ушу
и т. п. поможет от-
тянуть язык назад. Во время выполнения заданий следует держать
под контролем два момента: не допускать смешения [ш] и [ж] по
признаку глухости/звонкости, а также избегать появления свистящих
согласных [c] и [з] на месте шипящих. При произношении свистящих
на месте шипящих можно рекомендовать учащимся поднять вверх
кончик языка и оттянуть язык назад.
Согласный [щ`].
При коррекции произношения звука [щ`] следу-
ет иметь в виду, что это долгий и мягкий согласный. Ощутимыми
моментами артикуляции являются продвинутость языка вперед и по-
ложение кончика языка (он слегка приподнят над нижними зубами).
При смешении звуков [c`] и [щ`] важно обратить внимание на поло-
жение кончика языка и направление воздушной струи: при произно-
шении [c`] кончик языка ниже, чем при произношении [щ`], воздуш-
ная струя направлена к нижним передним зубам; при произношении
[щ`] воздушная струя идет к верхним и к нижним зубам. При замене
[щ`] твердым [ш] сначала нужно добиться палатализации согласного
звука (это легче сделать в интервокальной позиции с гласными [и]:
ищи
, затем попросить учащихся выпрямить и чуть опустить кончик
языка и продвинуть язык вперед. Следует обратить внимание на то,
что сочетание согласных
сч
произносится как [щ`]:
считать
[щ`итат`].
Согласный [ч`].
По своему образованию согласный [ч`] является
аффрикатой. При коррекции произношения звука [ч`] нужно добить-
ся, чтобы учащиеся начинали произношение этого звука с плотной
смычки. Положение языка и место смычки (передняя часть спинки
языка и его кончик подняты вверх и прижаты к альвеолам) — это
ощутимые моменты артикуляции. Смычный элемент аффрикаты [ч`]
напоминает звук [т`]. Под напором воздушной струи смычка ослаб-
ляется и переходит в щель. Губы при этом слегка выпячены вперед,
образующий звук напоминает палатализованный [ш`]. Согласный [ч`]
всегда мягкий. Наиболее благоприятной позицией для постановки
[ч`] является позиция перед [а]:
час, чай.
Согласный [ц].
По своему образованию согласный [ц] также яв-
ляется аффрикатой. При коррекции произношения звука [ц] следует
объяснить учащимся, что при артикуляции [ц] передняя часть языка
прижата к альвеолам, кончик языка опущен к нижним зубам. При
этом образуется звук типа [т]. Под напором воздушной струи смычка
переходит в щель, образуя звук, напоминающий [c]. Место образова-
ния смычки и положение кончика языка — ощутимые моменты арти-
куляции, на них нужно фиксировать внимание учащихся. В качестве
звука-помощника можно использовать предшествующее [т]:
отцы,
молодцы.
Согласный [ц] всегда твердый. Важно не допускать смеше-