Background Image
Previous Page  5 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 8 Next Page
Page Background

Обучение иностранных студентов фонетике русского языка…

5

Напряженное произношение звуков-помощников, согласных [к], [г],

[x] и гласных [o], [y] в сочетаниях

кшу, гжу, ушу

и т. п. поможет от-

тянуть язык назад. Во время выполнения заданий следует держать

под контролем два момента: не допускать смешения [ш] и [ж] по

признаку глухости/звонкости, а также избегать появления свистящих

согласных [c] и [з] на месте шипящих. При произношении свистящих

на месте шипящих можно рекомендовать учащимся поднять вверх

кончик языка и оттянуть язык назад.

Согласный [щ`].

При коррекции произношения звука [щ`] следу-

ет иметь в виду, что это долгий и мягкий согласный. Ощутимыми

моментами артикуляции являются продвинутость языка вперед и по-

ложение кончика языка (он слегка приподнят над нижними зубами).

При смешении звуков [c`] и [щ`] важно обратить внимание на поло-

жение кончика языка и направление воздушной струи: при произно-

шении [c`] кончик языка ниже, чем при произношении [щ`], воздуш-

ная струя направлена к нижним передним зубам; при произношении

[щ`] воздушная струя идет к верхним и к нижним зубам. При замене

[щ`] твердым [ш] сначала нужно добиться палатализации согласного

звука (это легче сделать в интервокальной позиции с гласными [и]:

ищи

, затем попросить учащихся выпрямить и чуть опустить кончик

языка и продвинуть язык вперед. Следует обратить внимание на то,

что сочетание согласных

сч

произносится как [щ`]:

считать

[щ`итат`].

Согласный [ч`].

По своему образованию согласный [ч`] является

аффрикатой. При коррекции произношения звука [ч`] нужно добить-

ся, чтобы учащиеся начинали произношение этого звука с плотной

смычки. Положение языка и место смычки (передняя часть спинки

языка и его кончик подняты вверх и прижаты к альвеолам) — это

ощутимые моменты артикуляции. Смычный элемент аффрикаты [ч`]

напоминает звук [т`]. Под напором воздушной струи смычка ослаб-

ляется и переходит в щель. Губы при этом слегка выпячены вперед,

образующий звук напоминает палатализованный [ш`]. Согласный [ч`]

всегда мягкий. Наиболее благоприятной позицией для постановки

[ч`] является позиция перед [а]:

час, чай.

Согласный [ц].

По своему образованию согласный [ц] также яв-

ляется аффрикатой. При коррекции произношения звука [ц] следует

объяснить учащимся, что при артикуляции [ц] передняя часть языка

прижата к альвеолам, кончик языка опущен к нижним зубам. При

этом образуется звук типа [т]. Под напором воздушной струи смычка

переходит в щель, образуя звук, напоминающий [c]. Место образова-

ния смычки и положение кончика языка — ощутимые моменты арти-

куляции, на них нужно фиксировать внимание учащихся. В качестве

звука-помощника можно использовать предшествующее [т]:

отцы,

молодцы.

Согласный [ц] всегда твердый. Важно не допускать смеше-