Обучение иностранных студентов фонетике русского языка…
1
УДК 808.2
Обучение иностранных студентов фонетике русского
языка: постановка гласных и согласных звуков
© Э.В. Давыдова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье рассмотрены особенности постановки русских гласных и согласных зву-
ков у иностранных учащихся неязыкового вуза. Отмечены основные моменты ар-
тикуляции. Особое внимание уделено приемам использования звуков-помощников
при коррекции произношения согласных.
Ключевые слова:
фонетика, артикуляция, звук, произношение, коррекция, русский
язык как иностранный.
Фонетика — один из аспектов лингвистической компетенции
учащихся, требующих особого внимания на начальном этапе обуче-
ния. Обучение фонетике предполагает, что студенты овладевают тео-
ретическими знаниями и практическими навыками, терминологиче-
ской базой, необходимыми в дальнейшем при обучении всем видам
речевой деятельности — аудированию, говорению, чтению и письму.
Поэтому вводно-фонетический курс обычно предваряет системное
изучение русского языка как иностранного (РКИ), особенно в среде
носителей. Корректировочные и сопроводительные курсы фонетики
предлагаются учащимся, уже владеющим определенной лексической
базой и знаниями в области грамматики, и способствуют исправле-
нию акцентологических ошибок и систематизации знаний и навыков
в сфере фонетики.
Это традиционный подход к обучению фонетике русского языка,
сложившийся за десятилетия работы кафедр РКИ в вузах России, ис-
пользующий результат лингводидактических исследований, практиче-
ский опыт работы, материалы учебно-методических пособий и техноло-
гии уровней сформированности контроля государственной системы те-
стирования граждан зарубежных стран по русскому языку [1–3].
Однако при превалировании коммуникативных методик обуче-
ния иностранному языку фонетика была отодвинута на задний план
как менее значимый аспект иноязычной речевой деятельности и
включена в общий курс практического русского языка [4, 5].
В настоящее время РКИ в вузах Российской Федерации изучают
представители языковых систем, принципиально отличающихся от
русских (китайцы, вьетнамцы, корейцы), и лингвистическая компе-
тенция в сфере фонетики становится базой всего последующего обу-
чения языку [6]. Вместе с вопросом о значимости аспектного, специ-
ализированного обучения фонетике и достижения необходимого
уровня фонетической компетенции учащихся возникает и вопрос о