Background Image
Previous Page  5 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 7 Next Page
Page Background

Методические аспекты обучения научному стилю речи в неязыковом языке

5

Система заданий курса предусматривает осуществление таких ло-

гических операций, которые способствуют формированию научного

мышления у учащихся: суждение, умозаключение, абстрагирование и

конкретизация, классификация понятий, установление причинно-

следственных связей, сравнение, сопоставление и противопоставление и

т. п. Благодаря этому организацию урока по русскому языку в нефило-

логической аудитории можно рассматривать как процесс обучения не

только предметному содержанию дисциплины, но и коммуникативно-

познавательной деятельности учащихся в научно-учебной сфере.

Системно-уровневый подход, представленный в Программе по

русскому языку и культуре речи [5], предполагает ознакомление сту-

дентов с особенностями научной речи на базовом (1–2-й курсы) и ас-

пектном (3–4-й курсы) этапах в различном объеме.

На базовом этапе студенты кратко знакомятся с основными функ-

циональными подсистемами русского литературного языка, с нормами

и особенностями научного стиля, основными жанрами учебно-про-

фессиональной сферы общения. Значительная часть этого спецкурса

посвящена анализу языковых средств, обслуживающих научную речь,

логическим основам построения научного текста, характеристике пер-

вичных (монография, статья) и вторичных (реферат, конспект, аннота-

ция, тезисы) научных текстов.

На аспектном этапе обучения ставится цель научить студентов-

нефилологов решать задачи реальной учебно-научной коммуника-

ции. Основное внимание направлено на развитие речевых умений и

навыков студентов в актуальных для них жанрах научно-технической

сферы общения, таких как: отчет о НИР, курсовой проект, дипломная

работа, доклад (сообщение) на конференции, выступление в научной

дискуссии. Предлагается ознакомление с функциями языка в профес-

сионально-научной коммуникации, понятиями отраслевой и узкоспе-

циальной терминологии, способами научного изложения (описанием,

рассуждением, доказательством), схемами построения вводной, ос-

новной и заключительной частей учебно-научной работы.

Особое место в курсе по основам культуры научной речи на ас-

пектном уровне занимает характеристика языковых различий устной

и письменной форм научной речи [6, 7], а также рассмотрение основ-

ных ситуаций устного научно-профессионального общения (лекция,

конференция, научный семинар). Дается анализ монологических

жанров (доклад, реферативное сообщение, выступление) и диалоги-

ческих (научная беседа дискуссия) жанров устной научной речи [4].

Последовательное проведение системно-уровневого подхода в

обучении научной речи дает возможность формировать умения и

навыки, необходимые будущему специалисту технического профиля,

и создает базу для следующего — специального уровня обучения

русскому языку и культуре речи, на котором студенты знакомятся с

видами научного исследования, его этапами, особенностями речевого