Методические аспекты обучения научному стилю речи в неязыковом языке
5
Система заданий курса предусматривает осуществление таких ло-
гических операций, которые способствуют формированию научного
мышления у учащихся: суждение, умозаключение, абстрагирование и
конкретизация, классификация понятий, установление причинно-
следственных связей, сравнение, сопоставление и противопоставление и
т. п. Благодаря этому организацию урока по русскому языку в нефило-
логической аудитории можно рассматривать как процесс обучения не
только предметному содержанию дисциплины, но и коммуникативно-
познавательной деятельности учащихся в научно-учебной сфере.
Системно-уровневый подход, представленный в Программе по
русскому языку и культуре речи [5], предполагает ознакомление сту-
дентов с особенностями научной речи на базовом (1–2-й курсы) и ас-
пектном (3–4-й курсы) этапах в различном объеме.
На базовом этапе студенты кратко знакомятся с основными функ-
циональными подсистемами русского литературного языка, с нормами
и особенностями научного стиля, основными жанрами учебно-про-
фессиональной сферы общения. Значительная часть этого спецкурса
посвящена анализу языковых средств, обслуживающих научную речь,
логическим основам построения научного текста, характеристике пер-
вичных (монография, статья) и вторичных (реферат, конспект, аннота-
ция, тезисы) научных текстов.
На аспектном этапе обучения ставится цель научить студентов-
нефилологов решать задачи реальной учебно-научной коммуника-
ции. Основное внимание направлено на развитие речевых умений и
навыков студентов в актуальных для них жанрах научно-технической
сферы общения, таких как: отчет о НИР, курсовой проект, дипломная
работа, доклад (сообщение) на конференции, выступление в научной
дискуссии. Предлагается ознакомление с функциями языка в профес-
сионально-научной коммуникации, понятиями отраслевой и узкоспе-
циальной терминологии, способами научного изложения (описанием,
рассуждением, доказательством), схемами построения вводной, ос-
новной и заключительной частей учебно-научной работы.
Особое место в курсе по основам культуры научной речи на ас-
пектном уровне занимает характеристика языковых различий устной
и письменной форм научной речи [6, 7], а также рассмотрение основ-
ных ситуаций устного научно-профессионального общения (лекция,
конференция, научный семинар). Дается анализ монологических
жанров (доклад, реферативное сообщение, выступление) и диалоги-
ческих (научная беседа дискуссия) жанров устной научной речи [4].
Последовательное проведение системно-уровневого подхода в
обучении научной речи дает возможность формировать умения и
навыки, необходимые будущему специалисту технического профиля,
и создает базу для следующего — специального уровня обучения
русскому языку и культуре речи, на котором студенты знакомятся с
видами научного исследования, его этапами, особенностями речевого