Т.П. Скорикова
2
научных знаний, а также средством общения ученых и специалистов
в разных областях профессиональной деятельности выступают сей-
час новые информационные (компьютерные) технологии.
Современный специальный язык обладает внутренней стилисти-
ческой неоднородностью и включает в себя два основных слоя: язык
науки, реализуемый главным образом в книжно-письменной форме, и
профессиональный разговорный язык (производственный язык, ла-
бораторный и другой жаргон), служащий для повседневного общения
людей, работающих в той или иной отрасли.
Язык науки как объект лингвистического исследования обладает
спецификой плана содержания, который и определяет конкретную ад-
ресованность научной литературы, ее жанрово-стилистическое своеоб-
разие. Лексико-семантический аппарат языка науки выступает его глав-
ным дифференцирующим фактором и обеспечивает лингвистическую
гомогенность средств языкового выражения.
Научный стиль обслуживает разнообразные отрасли науки и тех-
ники, обеспечивает образовательный процесс в вузах различного про-
филя (гуманитарного, естественного и технического). Главная функ-
ция этого стиля — сообщение (передача) научной информации,
наиболее точное, логичное и однозначное выражение мыслей в той
или иной области знания. Специфика специального языка состоит
также и в том, что информация передается в этой сфере общения не
только в словесной форме, но и невербальными средствами, исполь-
зующимися как при номинации специального понятия (символы, фор-
мулы), так и при его дефиниции (рисунки, чертежи, схемы и т. п.).
Лингвистические черты научного стиля достаточно детально изу-
чены и описаны как в специальных функционально-стилистических
исследованиях (например в работах М.Н. Кожиной, А.Н. Васильевой,
О.А. Крыловой, О.Д. Митрофановой, Е.И. Мотиной, Л.П. Клобуковой,
Н.М. Разинкина и др.) и исследованиях по терминологии научной речи,
так и в учебниках и учебных пособиях по русскому языку и культуре
речи.
Предлагаемая ниже характеристика письменной научной комму-
никации имеет под собой функциональное основание, т. е. учитывает
предназначенность тех или иных языковых единиц для выражения
существенных атрибутов научной деятельности и ее манифестацию в
специальном продукте — тексте [2, 3].
Сам предмет науки, ее назначение, а также характер научного,
т. е. обобщенно-отвлеченного, мышления обуславливают систему
избираемых для выражения теоретической мысли речевых средств,
которые создают устойчивые стилистические черты научной речи,
а именно: 1) объективность (изложение разных точек зрения на про-
блему, отсутствие субъективизма при передаче научного содержания,
безличность языкового выражения); 2) логичность (последователь-
ность и непротиворечивость изложения); 3) доказательность (аргу-