Background Image
Previous Page  2 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 7 Next Page
Page Background

Т.П. Скорикова

2

научных знаний, а также средством общения ученых и специалистов

в разных областях профессиональной деятельности выступают сей-

час новые информационные (компьютерные) технологии.

Современный специальный язык обладает внутренней стилисти-

ческой неоднородностью и включает в себя два основных слоя: язык

науки, реализуемый главным образом в книжно-письменной форме, и

профессиональный разговорный язык (производственный язык, ла-

бораторный и другой жаргон), служащий для повседневного общения

людей, работающих в той или иной отрасли.

Язык науки как объект лингвистического исследования обладает

спецификой плана содержания, который и определяет конкретную ад-

ресованность научной литературы, ее жанрово-стилистическое своеоб-

разие. Лексико-семантический аппарат языка науки выступает его глав-

ным дифференцирующим фактором и обеспечивает лингвистическую

гомогенность средств языкового выражения.

Научный стиль обслуживает разнообразные отрасли науки и тех-

ники, обеспечивает образовательный процесс в вузах различного про-

филя (гуманитарного, естественного и технического). Главная функ-

ция этого стиля — сообщение (передача) научной информации,

наиболее точное, логичное и однозначное выражение мыслей в той

или иной области знания. Специфика специального языка состоит

также и в том, что информация передается в этой сфере общения не

только в словесной форме, но и невербальными средствами, исполь-

зующимися как при номинации специального понятия (символы, фор-

мулы), так и при его дефиниции (рисунки, чертежи, схемы и т. п.).

Лингвистические черты научного стиля достаточно детально изу-

чены и описаны как в специальных функционально-стилистических

исследованиях (например в работах М.Н. Кожиной, А.Н. Васильевой,

О.А. Крыловой, О.Д. Митрофановой, Е.И. Мотиной, Л.П. Клобуковой,

Н.М. Разинкина и др.) и исследованиях по терминологии научной речи,

так и в учебниках и учебных пособиях по русскому языку и культуре

речи.

Предлагаемая ниже характеристика письменной научной комму-

никации имеет под собой функциональное основание, т. е. учитывает

предназначенность тех или иных языковых единиц для выражения

существенных атрибутов научной деятельности и ее манифестацию в

специальном продукте — тексте [2, 3].

Сам предмет науки, ее назначение, а также характер научного,

т. е. обобщенно-отвлеченного, мышления обуславливают систему

избираемых для выражения теоретической мысли речевых средств,

которые создают устойчивые стилистические черты научной речи,

а именно: 1) объективность (изложение разных точек зрения на про-

блему, отсутствие субъективизма при передаче научного содержания,

безличность языкового выражения); 2) логичность (последователь-

ность и непротиворечивость изложения); 3) доказательность (аргу-