Background Image
Previous Page  3 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 7 Next Page
Page Background

Методические аспекты обучения научному стилю речи в неязыковом языке

3

ментация определенных положений и гипотез); 4) точность (исполь-

зование терминов, однозначных слов, четкое оформление синтакси-

ческих связей в предложении и тексте); 5) обобщенность и отвлечен-

ность (использование общенаучной лексики, существительных с аб-

страктным значением, употребление особых грамматических форм

(преобладание возвратных и безличных глаголов, использование 3-го

лица глагола, неопределенно-личных предложений, пассивных кон-

струкций).

Главная специфическая черта научной речи — подчеркнутая ло-

гичность изложения. Реализуется эта стилевая черта в научном тек-

сте с помощью:

1) связи предложений повторяющимися существительными (в соче-

тании с указательными местоимениями);

2) использования наречий, указывающих на последовательность

развития мысли (сначала, потом, далее, наконец и др.), а также ввод-

ных слов, выражающих логические отношения между частями вы-

сказывания и текста (во-первых, во-вторых, следовательно, наконец,

итак, таким образом и др.);

3) использования сложных предложений с союзной связью (так

как, чтобы, потому что, если, когда и др.);

4) использования метатекстовых средств — оборотов текстовой

связи (Теперь остановимся на рассмотрении…, перейдем к вопросу

о…, далее отметим…, сделаем выводы… и т. п.)

Для научно-технической литературы характерно также отсутствие

образности, метафорических оборотов языка и эмоционально-

экспрессивных средств, запрет на использование нелитературной лек-

сики, почти полное отсутствие признаков разговорного стиля, широкое

использование терминов, абстрактной и узкоспециальной лексики, ис-

пользование слов в их прямом (а не переносном) значении, использова-

ние особых способов изложения материала (прежде всего описания и

рассуждения) и методов логической организации текста.

Трудности, которые испытывают студенты нефилологических вузов

при написании рефератов, курсовых и дипломных работ, свидетель-

ствуют о недостаточной сформированности у них навыков научной ре-

чи. Для профессиональной подготовки специалистов представляется

довольно важным владение языковыми ресурсами научного функцио-

нального стиля. В этом плане разработка теоретических и методических

основ курса по обучению научному стилю вносит свой вклад в практи-

ку преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» [3].

В настоящее время в вузовском преподавании происходит усиле-

ние коммуникативной направленности при обучении речевым нор-

мам вообще и функциональным стилям в частности. Это вызвано, с

одной стороны, тем, что наблюдается коммуникативный поворот в

интерпретации самого понятия языковой нормы, с другой стороны,

заметен перенос акцента в ортологическом анализе с нормативного