Методические аспекты обучения научному стилю речи в неязыковом языке
3
ментация определенных положений и гипотез); 4) точность (исполь-
зование терминов, однозначных слов, четкое оформление синтакси-
ческих связей в предложении и тексте); 5) обобщенность и отвлечен-
ность (использование общенаучной лексики, существительных с аб-
страктным значением, употребление особых грамматических форм
(преобладание возвратных и безличных глаголов, использование 3-го
лица глагола, неопределенно-личных предложений, пассивных кон-
струкций).
Главная специфическая черта научной речи — подчеркнутая ло-
гичность изложения. Реализуется эта стилевая черта в научном тек-
сте с помощью:
1) связи предложений повторяющимися существительными (в соче-
тании с указательными местоимениями);
2) использования наречий, указывающих на последовательность
развития мысли (сначала, потом, далее, наконец и др.), а также ввод-
ных слов, выражающих логические отношения между частями вы-
сказывания и текста (во-первых, во-вторых, следовательно, наконец,
итак, таким образом и др.);
3) использования сложных предложений с союзной связью (так
как, чтобы, потому что, если, когда и др.);
4) использования метатекстовых средств — оборотов текстовой
связи (Теперь остановимся на рассмотрении…, перейдем к вопросу
о…, далее отметим…, сделаем выводы… и т. п.)
Для научно-технической литературы характерно также отсутствие
образности, метафорических оборотов языка и эмоционально-
экспрессивных средств, запрет на использование нелитературной лек-
сики, почти полное отсутствие признаков разговорного стиля, широкое
использование терминов, абстрактной и узкоспециальной лексики, ис-
пользование слов в их прямом (а не переносном) значении, использова-
ние особых способов изложения материала (прежде всего описания и
рассуждения) и методов логической организации текста.
Трудности, которые испытывают студенты нефилологических вузов
при написании рефератов, курсовых и дипломных работ, свидетель-
ствуют о недостаточной сформированности у них навыков научной ре-
чи. Для профессиональной подготовки специалистов представляется
довольно важным владение языковыми ресурсами научного функцио-
нального стиля. В этом плане разработка теоретических и методических
основ курса по обучению научному стилю вносит свой вклад в практи-
ку преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» [3].
В настоящее время в вузовском преподавании происходит усиле-
ние коммуникативной направленности при обучении речевым нор-
мам вообще и функциональным стилям в частности. Это вызвано, с
одной стороны, тем, что наблюдается коммуникативный поворот в
интерпретации самого понятия языковой нормы, с другой стороны,
заметен перенос акцента в ортологическом анализе с нормативного