1
УДК 808.2
Методические аспекты обучения
научному стилю речи в неязыковом вузе
© Т.П. Скорикова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье рассматриваются методические аспекты обучения научному стилю как
одному из важнейших разделов курса «Русский язык и культура речи» в неязыко-
вом вузе. Анализируются специфические черты и функции научного стиля, а так-
же ситуации общения, использующие язык для специальных целей. Дается харак-
теристика системно-уровневого подхода к обучению русскому языку и культуре
речи.
Ключевые слова:
научный стиль, русский язык, культура речи, функции научного
стиля, системно-уровневый подход.
В современном русском литературном языке выделяют особую
функциональную разновидность стиля, обслуживающего профессио-
нальную сферу общения, который разные исследователи называют
по-разному: научный стиль, язык науки, язык для специальных це-
лей, профессиональный (специальный) язык и др. В настоящее время
требуется всесторонняя «аттестация» языка науки как «своеобразной
семиотической системы» [1, с. 171] в связи с необходимостью обуче-
ния культуре научной речи студентов филологических и нефилоло-
гических вузов.
Прежде чем обратиться к собственно методическому аспекту
обучения научному стилю как одному из важнейших разделов курса
«Русский язык и культура речи» в вузе, рассмотрим, какие ситуации
общения актуализируют использование языка для специальных це-
лей, какие функции выполняет речь на службе науки.
Как известно, речь в процессе научного общения выполняет в ос-
новном три функции: 1) накопление и хранение знаний (эпистемиче-
ская функция); 2) получение нового знания и его распространение
среди членов языкового сообщества (когнитивная функция); 3) пере-
дача научной информации и общение занятых в сфере науки людей
(коммуникативная функция).
В первой функции язык науки выступает в своей письменной
(печатной) форме, во второй — и в письменной и в устной формах
(ср., например, характерные для учебно-научного подстиля жанры
учебника и курса лекций), в третьей функции устная форма научной
речи занимает преимущественное положение. Подобная коммуника-
тивная структура использования специального языка является ре-
зультатом длительной эволюции самого научного знания и способов
его хранения и передачи. Нельзя не отметить и тот факт, что широко
используемым средством накопления, передачи и распространения