Background Image
 1 / 7 Next Page
Information
Show Menu
1 / 7 Next Page
Page Background

1

УДК 808.2

Методические аспекты обучения

научному стилю речи в неязыковом вузе

© Т.П. Скорикова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье рассматриваются методические аспекты обучения научному стилю как

одному из важнейших разделов курса «Русский язык и культура речи» в неязыко-

вом вузе. Анализируются специфические черты и функции научного стиля, а так-

же ситуации общения, использующие язык для специальных целей. Дается харак-

теристика системно-уровневого подхода к обучению русскому языку и культуре

речи.

Ключевые слова:

научный стиль, русский язык, культура речи, функции научного

стиля, системно-уровневый подход.

В современном русском литературном языке выделяют особую

функциональную разновидность стиля, обслуживающего профессио-

нальную сферу общения, который разные исследователи называют

по-разному: научный стиль, язык науки, язык для специальных це-

лей, профессиональный (специальный) язык и др. В настоящее время

требуется всесторонняя «аттестация» языка науки как «своеобразной

семиотической системы» [1, с. 171] в связи с необходимостью обуче-

ния культуре научной речи студентов филологических и нефилоло-

гических вузов.

Прежде чем обратиться к собственно методическому аспекту

обучения научному стилю как одному из важнейших разделов курса

«Русский язык и культура речи» в вузе, рассмотрим, какие ситуации

общения актуализируют использование языка для специальных це-

лей, какие функции выполняет речь на службе науки.

Как известно, речь в процессе научного общения выполняет в ос-

новном три функции: 1) накопление и хранение знаний (эпистемиче-

ская функция); 2) получение нового знания и его распространение

среди членов языкового сообщества (когнитивная функция); 3) пере-

дача научной информации и общение занятых в сфере науки людей

(коммуникативная функция).

В первой функции язык науки выступает в своей письменной

(печатной) форме, во второй — и в письменной и в устной формах

(ср., например, характерные для учебно-научного подстиля жанры

учебника и курса лекций), в третьей функции устная форма научной

речи занимает преимущественное положение. Подобная коммуника-

тивная структура использования специального языка является ре-

зультатом длительной эволюции самого научного знания и способов

его хранения и передачи. Нельзя не отметить и тот факт, что широко

используемым средством накопления, передачи и распространения