Т.П. Скорикова
4
статуса языковой единицы или ее варианта как таковых на рассмот-
рение особенностей того или иного их употребления с учетом ситуа-
ции и условий общения.
Для методики обучения русскому языку и культуре речи важен
выход учебного ортологического анализа на ситуацию общения, на
полноценные, реальные тексты разных жанров. Актуальным видится
внедрение в учебный процесс активных, деятельностных, коммуни-
кативно ориентированных методов и приемов обучения (получение и
закрепление знания в процессе реальной коммуникации в пределах
учебной группы, микрогруппы, пары).
В соответствии с требованиями Примерной программы дисциплины
«Русский язык и культура речи» [4] и с учетом новых тенденций в линг-
вометодических трактовках языковой нормы нами разработан раздел
курса по изучению языка научного общения, основная цель которого —
обучение студентов технического вуза основам культуры научной речи
в ее письменной и устной разновидностях [1].
Владение письменной формой научного стиля предполагает зна-
ние учащимися — будущими специалистами: 1) функций и призна-
ков научного стиля (т. е. стилистических черт научной речи); 2) сти-
листических разновидностей (подстилей) научной литературы; 3) си-
стемы жанров научно-технической литературы; 4) особенностей по-
строения научного текста; 5) способов научного изложения; 5) мето-
дов логической организации научного текста.
Центральным пунктом методики работы над научным текстом в
нефилологической аудитории является использование принципов
реферирования текста, которое выступает доминирующим приемом
на всех этапах работы над текстом. В процессе этой работы форми-
руются умения анализировать и аннотировать текст, строить новые
тексты, как устные, так и письменные. Особое внимание уделяется
при этом стилистике, логике изложения и ознакомлению с компози-
ционной структурой исходного (первичного) научного текста. Ис-
пользование опорных схем, в которых отражена логика типов текста,
является оптимальным способом развития навыков логической обра-
ботки текстового материала.
Опираясь на теорию формирования внутренней речи, мы предла-
гаем следующую последовательность освоения студентами содержа-
тельной структуры научного текста:
ознакомление с текстом;
свертывание основного содержания текста;
выделение основных смысловых вех;
изображение взаимосвязи основных смысловых вех (денотатов)
в виде опорных схем;
построение денотативно-предикативных структур высказывания;
развертывание структуры опорной схемы в языковой текст;
изложение текста.