Background Image
Previous Page  4 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 7 Next Page
Page Background

Т.П. Скорикова

4

статуса языковой единицы или ее варианта как таковых на рассмот-

рение особенностей того или иного их употребления с учетом ситуа-

ции и условий общения.

Для методики обучения русскому языку и культуре речи важен

выход учебного ортологического анализа на ситуацию общения, на

полноценные, реальные тексты разных жанров. Актуальным видится

внедрение в учебный процесс активных, деятельностных, коммуни-

кативно ориентированных методов и приемов обучения (получение и

закрепление знания в процессе реальной коммуникации в пределах

учебной группы, микрогруппы, пары).

В соответствии с требованиями Примерной программы дисциплины

«Русский язык и культура речи» [4] и с учетом новых тенденций в линг-

вометодических трактовках языковой нормы нами разработан раздел

курса по изучению языка научного общения, основная цель которого —

обучение студентов технического вуза основам культуры научной речи

в ее письменной и устной разновидностях [1].

Владение письменной формой научного стиля предполагает зна-

ние учащимися — будущими специалистами: 1) функций и призна-

ков научного стиля (т. е. стилистических черт научной речи); 2) сти-

листических разновидностей (подстилей) научной литературы; 3) си-

стемы жанров научно-технической литературы; 4) особенностей по-

строения научного текста; 5) способов научного изложения; 5) мето-

дов логической организации научного текста.

Центральным пунктом методики работы над научным текстом в

нефилологической аудитории является использование принципов

реферирования текста, которое выступает доминирующим приемом

на всех этапах работы над текстом. В процессе этой работы форми-

руются умения анализировать и аннотировать текст, строить новые

тексты, как устные, так и письменные. Особое внимание уделяется

при этом стилистике, логике изложения и ознакомлению с компози-

ционной структурой исходного (первичного) научного текста. Ис-

пользование опорных схем, в которых отражена логика типов текста,

является оптимальным способом развития навыков логической обра-

ботки текстового материала.

Опираясь на теорию формирования внутренней речи, мы предла-

гаем следующую последовательность освоения студентами содержа-

тельной структуры научного текста:

ознакомление с текстом;

свертывание основного содержания текста;

выделение основных смысловых вех;

изображение взаимосвязи основных смысловых вех (денотатов)

в виде опорных схем;

построение денотативно-предикативных структур высказывания;

развертывание структуры опорной схемы в языковой текст;

изложение текста.