О.Е. Сергеева
5
Развернутая ситуация осуществляется во всей полноте при нали-
чии всех участников задуманной ситуации, которые стремятся к раз-
решению конфликта и регулируют свои действия поставленными це-
лями. В этом смысле развернутая ситуация представляет собой мно-
гошаговое действие. В учебных целях на основе развернутой ситуа-
ции, т. е. на основе определенных предлагаемых обстоятельств и
конфликта, может быть проигран фрагмент ситуации, который будет
представлять собой одношаговое действие, т. е. речевое действие в
виде фразы или предложения.
При обучении иностранному языку воображаемая ситуация и иг-
ра служат не только средством организации учебно-речевой деятель-
ности, но и являются эмоциональным стимулом, который позволяет
резко увеличить запоминаемость языковых средств. Воображаемые
обстоятельства обязательны для действительно коммуникативного
обучения неродному языку с использованием даже самых элементар-
ных языковых средств. Языковая игра, интрига становится особым
видом учебной деятельности, так как для педагога это аналог упраж-
нения, для обучаемого это прежде всего взаимодействие. Поэтому
создание реальных и воображаемых учебных речевых ситуаций на
занятиях по иностранному языку играет важную роль в повышении
коммуникативной активности студентов неязыковых специальностей
вузов.
ЛИТЕРАТУРА
Ляховицкий М.В.
Методика преподавания иностранных языков.
Москва,
Просвещение, 1981, 180 с.
Розенбаум Е.М
.
Ситуативно-смысловые компоненты обучения диалоги-
ческой речи
. Иностранные языки в школе
, 1983, № 2, с. 22–27.
Пассов Е.И.
Основы коммуникативной методики обучения иноязычному
общению
. Москва, Русский язык, 1989, 276 с.
Смирнова Т.В. Системный подход к обучению устно-речевому общению
на начальном этапе.
Иностранные языки в школе
, 1989, № 2, с. 22–28.
Скалкин В.Л.
Коммуникативные упражнения на английском языке:
По-
собие для учителя
. Москва, Просвещение, 1983, 128 с.
Сергеева О.Е. Создание учебных ситуаций на уроках РКИ как главное
условие успешного обучения речевому общению на русском языке
.
Современные образовательные технологии и их использование в системе
гуманитарной подготовки инженеров
. Москва, МГТУ, 2010.
Сергеева О.Е. Организация игрового занятия при обучении русскому
языку как неродному на начальном этапе
.
Сб. научно-методических
мат-ов международного форума «Русский язык и русская культура. Раз-
нообразие теорий и практик»
. США, Вашингтон, 2007.
Гегель.
Лекции по эстетике.
Книга первая. Собр. соч., т. XII. Москва,
Соцэкгиз, 1983, 471 с.
Берман И.М., Бухбиндер В.А. Речевая конструкция в обучении устной
речи
. Иностранные языки в школе
, 1962, № 3, с. 12.