О.Е. Сергеева
3
Данное определение имеет методическую направленность, в частности,
указывает на связь между условиями и коммуникативной задачей. Од-
нако, и в этом определении не хватает некоторой конкретности, которая
позволила бы ему (определению) быть «руководством к действию», ру-
ководством для учителя, который должен знать точные «пружины»,
вынуждающие учащегося говорить в нужном русле. При неправильной
или неточной постановке заданий ситуации обучаемые непременно
окажутся перед фактом, что им нечего сказать.
В.А. Бухбиндер справедливо замечает, что учебная ситуация, те-
ряя в отношении полноты деталей, сохраняет существенные черты
естественной ситуации, а именно — интенцию и внеречевую направ-
ленность высказывания. Однако стимул к движению, к действию, к
речи определяется не наличием самой интенции и внеречевой
направленности, а некоей разницей интенций, точнее говоря, разни-
цей потребностей и мотивов участников ситуации, обусловленной
внеречевыми обстоятельствами. Эта разница потребностей и мотивов
и составляет суть ситуации и воплощается в понятие конфликт.
Многие существующие учебные пособия, специально посвященные
освоению ситуации, вызывают чувство неудовлетворенности, ибо прак-
тические предложения авторов (наборы ситуаций) не отражают сущно-
сти данного явления и поэтому мало стимулируют речь учащихся.
Практика показывает, что среди преподавателей нет ясного понимания
механизмов действия ситуации, в результате чего возникают неудачи в
использовании учебных ситуаций и тем самым компрометируется сама
идея. Нередко диалог на уроке представляет собой не что иное, как «го-
ворение слов по очереди». Отсутствие понимания «действующих сил»
затрудняет создание своих, новых ситуаций на уроке.
Мы разделяем мнение А.А. Леонтьева и А.А. Алхазишвили о
необходимости создания речевых ситуаций, максимально прибли-
женных к естественным. В педагогической практике для создания
учебно-речевых ситуаций рекомендуются следующие способы:
создание естественной ситуации на занятии путем моделирова-
ния явлений окружающей жизни;
создание учебно-речевой ситуации путем словесного описания и
привлечения воображения учащихся;
создание учебно-речевой ситуации посредством традиционной
наглядности и современных видов ТСО.
Конструируемые воображаемые ситуации очень эффективны, так
как позволяют решить целый ряд психолого-педагогических задач: со-
здать мотивы речевой деятельности, общие для всего обучающегося
коллектива, обеспечить индивидуальность и самостоятельность рече-
вых действий, поддержать интерес студентов к занятиям иностранным
языком, опосредованное управление речевыми действиями через обсто-
ятельства «нереальной действительности», высокую комбинаторику