1
УДК 808.2
К вопросу об условиях обучения речевому общению
на иностранном языке в неязыковых вузах
© О.Е. Сергеева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье рассматриваются методические подходы к созданию специальных учеб-
ных речевых ситуаций на занятиях по иностранному языку. Дается обзор научно-
методической литературы с целью повышения качества коммуникативных навы-
ков учащихся.
Ключевые слова:
речевое общение, методическая категория, учебная речевая си-
туация, речевое взаимодействие, воображаемая учебная ситуация.
Рассмотрение ситуации как методической категории применитель-
но к обучению иностранному языку при использовании ее в учебном
процессе требует создания речевой (или коммуникативной) ситуации.
При применении понятия «ситуация» по отношению к предмету «ино-
странный язык» необходимо учитывать ее учебный характер. Следова-
тельно, в данном случае речь идет об учебно-речевой ситуации. Мы
считаем, что «учебно-речевую ситуацию» можно определять как сово-
купность таких экстралингвистических обстоятельств и такого вербаль-
ного контекста, которые индивидуальны для каждого обучаемого, по-
буждают их к речевому взаимодействию, осознанию коммуникативной
задачи и ее решению для достижения целей общения в процессе учеб-
ной и практической деятельности.
Анализ литературы показывает, что авторы выделяют следующие
компоненты ситуации:
субъекты (собеседники) [1, с. 180; 2, с. 22–27];
объект (предмет разговора, предмет речи, тема) [1, с. 180; 2,
с. 22–27; 4, с. 22–28];
обстоятельства действительности (событие, условия речевого ак-
та, обстановка, реальные или воображаемые предметы и явления) [1,
с. 180; 3, 276 с.; 2, с. 22–27; 5, 128 с.; 4, с. 22–28];
отношение к предмету разговора [1, с. 180; 6];
отношения между коммуникантами (взаимоотношения) [3, 276 с.;
5, с. 128];
речевое побуждение (мотивы общения) [2, с. 22–27; 5, с. 128;
3, 276 с.];
реализация самого акта общения [2, с. 22–27; 5, c. 128];
реплики [2, с. 22–27; 7];
характеристика субъектов общения (личностные качества субъ-
ектов общения, их внутреннее состояние) [4, с. 22–28; 3, с. 276].