Background Image
 1 / 8 Next Page
Information
Show Menu
1 / 8 Next Page
Page Background

1

УДК 808.2

К вопросу об условиях обучения речевому общению

на иностранном языке в неязыковых вузах

© О.Е. Сергеева

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье рассматриваются методические подходы к созданию специальных учеб-

ных речевых ситуаций на занятиях по иностранному языку. Дается обзор научно-

методической литературы с целью повышения качества коммуникативных навы-

ков учащихся.

Ключевые слова:

речевое общение, методическая категория, учебная речевая си-

туация, речевое взаимодействие, воображаемая учебная ситуация.

Рассмотрение ситуации как методической категории применитель-

но к обучению иностранному языку при использовании ее в учебном

процессе требует создания речевой (или коммуникативной) ситуации.

При применении понятия «ситуация» по отношению к предмету «ино-

странный язык» необходимо учитывать ее учебный характер. Следова-

тельно, в данном случае речь идет об учебно-речевой ситуации. Мы

считаем, что «учебно-речевую ситуацию» можно определять как сово-

купность таких экстралингвистических обстоятельств и такого вербаль-

ного контекста, которые индивидуальны для каждого обучаемого, по-

буждают их к речевому взаимодействию, осознанию коммуникативной

задачи и ее решению для достижения целей общения в процессе учеб-

ной и практической деятельности.

Анализ литературы показывает, что авторы выделяют следующие

компоненты ситуации:

субъекты (собеседники) [1, с. 180; 2, с. 22–27];

объект (предмет разговора, предмет речи, тема) [1, с. 180; 2,

с. 22–27; 4, с. 22–28];

обстоятельства действительности (событие, условия речевого ак-

та, обстановка, реальные или воображаемые предметы и явления) [1,

с. 180; 3, 276 с.; 2, с. 22–27; 5, 128 с.; 4, с. 22–28];

отношение к предмету разговора [1, с. 180; 6];

отношения между коммуникантами (взаимоотношения) [3, 276 с.;

5, с. 128];

речевое побуждение (мотивы общения) [2, с. 22–27; 5, с. 128;

3, 276 с.];

реализация самого акта общения [2, с. 22–27; 5, c. 128];

реплики [2, с. 22–27; 7];

характеристика субъектов общения (личностные качества субъ-

ектов общения, их внутреннее состояние) [4, с. 22–28; 3, с. 276].