К вопросу об условиях обучения речевому общению на иностранном языке…
2
Еще Гегель отмечал, что ситуация и содержащийся в ней кон-
фликт представляет собой общий стимул движения [8, c. 471]. Поня-
тие конфликта, наличие рассогласованности, противоречий между
участниками ситуации отмечается некоторыми исследователями.
Однако ни в теоретических, ни в практических работах конфликт не
занял роль стимулятора речи. Эта неудовлетворенность практиче-
скими результатами заставляет нас обратиться вновь к теоретическим
аспектам ситуации, к некоторым нерешенным, с нашей точки зрения,
вопросам. Можно считать общепризнанным положение о том, что
для успешного обучения устной разговорной речи следует создавать
определенные условия, побуждающие учащихся легко, без принуж-
дения продуцировать высказывание на изучаемом языке.
В работе со студентами неязыковых факультетов вузов нас инте-
ресует, во-первых, речевая ситуация, т. е. ситуация, где речь является
главным средством действий участников ситуации, во-вторых, мето-
дический аспект речевой ситуации, т. е., по существу, учебно-речевая
ситуация (УРС). Практически все методисты (и мы присоединяемся к
ним) считают важнейшим признаком УРС ее способность быть сти-
мулом речи.
По мнению ряда авторов, речь стимулирует:
совокупность внешних обстоятельств и отношений [9, 12];
условия, которые актуализируют в субъекте установку [10,
с. 85–93].
описание воображаемой ситуации, содержащей стимул [5, с. 128];
совокупность условий, заключающих в себе противоречие
[11, c. 136];
совокупность реальных и воображаемых отношений, связей и за-
висимостей [2, с. 22–27];
систему взаимоотношений двух (и более) субъектов в ее связях с
макросистемой контекста и их деятельности [3, c. 276];
возникший в общении дефицит информации [12, c. 50].
Действительно, и совокупность обстоятельств, и условия, заключа-
ющие в себе противоречие, и дефицит информации могут быть стиму-
лами речи. Но представлены они, эти стимулы, во всех упомянутых
определениях крайне общо. Не ясно, какими должны быть, скажем, об-
стоятельства и взаимоотношения, чтобы педагог мог дать ученикам за-
дачу, стимулирующую речь. В силу того что «на основе ситуации мож-
но прогнозировать речевой продукт и искомый результат общения»,
И.Л. Бим условно относит ситуацию общения к содержанию обучения.
Более полное и точное определение УРС дал А.А. Леонтьев:
«Учебно-речевая ситуация есть совокупность речевых и неречевых
условий, задаваемых нами учащимся, необходимых и достаточных для
того, чтобы учащийся правильно осуществил речевое действие в соот-
ветствии с намеченной нами коммуникативной задачей» [13, с. 161].