К вопросу об условиях обучения речевому общению на иностранном языке…
4
языковых единиц, необходимую для их усвоения. Достаточно сказать,
что речевая продукция при описании воображаемой ситуации на род-
ном языке возрастает в 20 раз, на иностранном языке — не менее чем в
3–4 раза. Использование в работе по иностранному языку (включая и
русский как иностранный) отрывков из фольклора народов мира спо-
собствует также формированию эмоционально богатой и независимой в
суждениях личности.
Несмотря на некоторую ирреальность происходящего на занятии,
обучаемый действует с реальными предметами, преображаясь сам,
преображает вовлекаемые в работу предметы и действует с ними,
опираясь на те же значения, которые он сам им придал. Причем в же-
лании ученика представить себе что-то, вообразить себя кем-то нет
никакого давления. Воображение и вера в принятые на время занятия
условия делают невозможное возможным. А участники коммуника-
ции при этом остаются самими собой.
Принципы построения занятий по иностранному языку на неязы-
ковых факультетах вузов должны включать в себя научность и жиз-
ненность, даже в случае фантазийной ситуации. Каждая речевая си-
туация должна носить эмоциональный характер. Это главное условие
успеха процесса обучения. Кроме этого, необходимо регулярное по-
вторение пройденного учебного материала в реальных ситуациях
общения для выработки речевого автоматизма.
Обобщая все вышесказанное о месте и роли речевой ситуации
в обучении иностранному языку и основываясь уже на своем соб-
ственном опыте, мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, с помощью учебной речевой ситуации можно моде-
лировать процесс усвоения учебного материала (в зависимости от
ошибок и успехов учащихся изменять ее составляющие). Во-вторых,
обучение иностранному языку через учебные речевые ситуации яв-
ляется первым этапом в системе формирования умственных действий
(составление материальной основы языка). В-третьих, речевая ситуа-
ция предполагает возникновение речевой установки, и при система-
тическом ее закреплении установка говорить на определенном языке
прочно фиксируется.
На основании вышеизложенного можно дать следующее определе-
ние учебно-речевой ситуации.
Учебно-речевая ситуация есть методи-
ческое средство формирования и реализации речевого действия путем
столкновения в конфликтных предлагаемых обстоятельствах разных
интересов и потребностей участников ситуации, которые неудовле-
творены создавшимся положением вещей или взаимоотношениями, при
этом каждый участник ситуации преследует цель изменить это поло-
жение в свою пользу соответствующими речевыми действиями.
Учебно-речевая ситуация может функционировать как в раз-
вернутом (полном) виде, так и фрагментарном, в зависимости от эта-
па обучения и стадии освоения конкретного языкового материала.