Background Image
Previous Page  5 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 8 Next Page
Page Background

Гуманитарные дисциплины в Массачусетском технологическом институте

5

Студент программы Minor может избрать историю своей основ-

ной дисциплиной из числа гуманитарных (так называемая Concentra-

tion). В этом случае он проходит три полных курса от кафедры исто-

рии, выбирая между следующими курсами: история США и Латин-

ской Америки, афроамериканская история, история Древнего мира и

Средних веков, история стран Восточной Азии, история Ближнего

Востока, история России и Евразии (в которую американская регио-

налистика включает бывшие республики СССР).

Программа основного образования (Major по американской уни-

верситетской классификации) предполагает фундаментальную под-

готовку историка-гуманитария с последующим написанием диплом-

ного проекта. На факультете существуют прочные традиции подго-

товки магистров и докторантов. Однако даже если история относится

у студента к Minor, он получает регулярные научные консультации

от преподавателей кафедры истории, хотя и в меньшем объеме по

сравнению с учащимися, специализирующимися на ней. С недавнего

времени для выпускников, обучающихся по естественным и техниче-

ским специальностям, стало возможно получение междисциплинар-

ного диплома «бакалавра естественных, гуманитарных наук и инже-

нерного дела», что предполагает фундаментальную подготовку в об-

ласти гуманитарных наук с уклоном в историю техники и техноло-

гий. Аналогичные требования выдвигаются к обучению в рамках

программы Minor и по другим предметам [4].

Подобно большинству гуманитарных факультетов в технических

вузах, МИТ декларирует, что старается развить у студентов «историко-

культурное видение проблем», «развитие критического мышления» и

«навыки коммуникации», чтобы они активно «служили миру». «Поиск

практических решений важнейших мировых проблем требует плодо-

творных научно-технических идей, а также понимания сложных миро-

вых взаимосвязей – политических, культурных и экономических», —

говорит Дебора Фитцджеральд, декан факультета, профессор истории

техники программы «Наука, технология и общество».

Курс «Наука, технологии, общество» разве что весьма отдаленно

напоминает нашу «Историю и философию науки и техники». У нас

предмет посвящен концептуальной истории науки (то есть исследо-

ванию того, как одни школы и течения последовательно сменялись

другими), а американцы гораздо больше внимания уделяют ее взаи-

мосвязи с социумом, точнее, влиянию социальных факторов на дея-

тельность ученых, и наоборот, воздействию теоретических достиже-

ний на жизнь людей. В рамках программы, которой руководит Роза-

лин Уильямс, были написаны и первая серьезная биография Андрея

Сахарова, и монография о советском «новоязе», и объемный труд о

сталинской науке. Знаменательно, что местная программа «опускает»

вездесущую в американских вузах теологию, а философия препода-

ется лишь в дополнение к языкознанию.