Гуманитарные дисциплины в Массачусетском технологическом институте
5
Студент программы Minor может избрать историю своей основ-
ной дисциплиной из числа гуманитарных (так называемая Concentra-
tion). В этом случае он проходит три полных курса от кафедры исто-
рии, выбирая между следующими курсами: история США и Латин-
ской Америки, афроамериканская история, история Древнего мира и
Средних веков, история стран Восточной Азии, история Ближнего
Востока, история России и Евразии (в которую американская регио-
налистика включает бывшие республики СССР).
Программа основного образования (Major по американской уни-
верситетской классификации) предполагает фундаментальную под-
готовку историка-гуманитария с последующим написанием диплом-
ного проекта. На факультете существуют прочные традиции подго-
товки магистров и докторантов. Однако даже если история относится
у студента к Minor, он получает регулярные научные консультации
от преподавателей кафедры истории, хотя и в меньшем объеме по
сравнению с учащимися, специализирующимися на ней. С недавнего
времени для выпускников, обучающихся по естественным и техниче-
ским специальностям, стало возможно получение междисциплинар-
ного диплома «бакалавра естественных, гуманитарных наук и инже-
нерного дела», что предполагает фундаментальную подготовку в об-
ласти гуманитарных наук с уклоном в историю техники и техноло-
гий. Аналогичные требования выдвигаются к обучению в рамках
программы Minor и по другим предметам [4].
Подобно большинству гуманитарных факультетов в технических
вузах, МИТ декларирует, что старается развить у студентов «историко-
культурное видение проблем», «развитие критического мышления» и
«навыки коммуникации», чтобы они активно «служили миру». «Поиск
практических решений важнейших мировых проблем требует плодо-
творных научно-технических идей, а также понимания сложных миро-
вых взаимосвязей – политических, культурных и экономических», —
говорит Дебора Фитцджеральд, декан факультета, профессор истории
техники программы «Наука, технология и общество».
Курс «Наука, технологии, общество» разве что весьма отдаленно
напоминает нашу «Историю и философию науки и техники». У нас
предмет посвящен концептуальной истории науки (то есть исследо-
ванию того, как одни школы и течения последовательно сменялись
другими), а американцы гораздо больше внимания уделяют ее взаи-
мосвязи с социумом, точнее, влиянию социальных факторов на дея-
тельность ученых, и наоборот, воздействию теоретических достиже-
ний на жизнь людей. В рамках программы, которой руководит Роза-
лин Уильямс, были написаны и первая серьезная биография Андрея
Сахарова, и монография о советском «новоязе», и объемный труд о
сталинской науке. Знаменательно, что местная программа «опускает»
вездесущую в американских вузах теологию, а философия препода-
ется лишь в дополнение к языкознанию.