А.А. Манухин, Н.Н. Володина
2
По официальной статистике, за девяносто лет, прошедших после
переезда Института в Кембридж, тысячи его выпускников ушли в
бизнес и основали собственные предприятия, где в настоящее время
работают более миллиона сотрудников. Общий вклад Института в
американскую экономику исчисляется двадцатью миллионами дол-
ларов за счет внедренных изобретений и 150 тысячами новых рабо-
чих мест ежегодно. Создание условий для столь тесного взаимодей-
ствия науки, практической инженерии и производства считается
здесь продуктом высокоразвитой социально-экономической техноло-
гии, на создание которой было затрачено немало усилий.
Этот известнейший во всем мире научно-образовательный и тех-
нологический центр возник в 1861 году как учебное заведение, при-
званное решить проблемы, на которые уже не могло дать ответ клас-
сическое университетское образование, во многом по причине интен-
сивного индустриального роста и сокращения времени между науч-
ным открытием и его практическим использованием. Предшествен-
ник МГТУ им. Н.Э. Баумана — Императорское Московское Техниче-
ское Училище (ИМТУ), получившее этот статус 1 июня 1868 г. —
было призвано решать аналогичные задачи.
МИТ и МГТУ отличаются нестандартным подходом в решении
научно-технических и образовательных задач. Например, знамени-
тый «русский метод» подготовки инженеров предполагал обязатель-
ное сочетание широкой теоретической подготовки с практической
работой в мастерских и лабораториях. То же было характерно и для
MИT.
Однако преподавание гуманитарных наук в этих вузах изначаль-
но было поставлено по-разному. В МГТУ гуманитарное образование,
во многом в силу идеологических причин, носило именно «классиче-
ский» характер; нельзя говорить о складывании самостоятельных
научных школ по гуманитарным отраслям знания. Напротив, в МИТ
одним из основополагающих принципов обучения был синтез техни-
ческих и гуманитарных наук для становления профессионала. Уже
перед Второй мировой войной в МИТ создаются самостоятельные
программы обучения в области философии, истории, социальной и
политической наук, экономики, языкознания. В интеграции есте-
ственных, технических и гуманитарных предметов он с самого нача-
ла опережал другие учебные заведения США [1].
История развития гуманитарного образования в МИТ как специ-
ального направления ведет отсчет с 1932 года, когда была произведе-
на реорганизация университета. Наряду с тремя основными факуль-
тетами – инженерного дела, естественных наук и архитектуры – были
также созданы два отделения, в том числе отделение гуманитарных
наук. Основные задачи отделения включали в себя преподавание ан-
глийского и иностранных языков, истории и экономики. В качестве
аспектов, которые рекомендовалось затрагивать в процессе препода-