Background Image
Previous Page  2 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 8 Next Page
Page Background

А.А. Манухин, Н.Н. Володина

2

По официальной статистике, за девяносто лет, прошедших после

переезда Института в Кембридж, тысячи его выпускников ушли в

бизнес и основали собственные предприятия, где в настоящее время

работают более миллиона сотрудников. Общий вклад Института в

американскую экономику исчисляется двадцатью миллионами дол-

ларов за счет внедренных изобретений и 150 тысячами новых рабо-

чих мест ежегодно. Создание условий для столь тесного взаимодей-

ствия науки, практической инженерии и производства считается

здесь продуктом высокоразвитой социально-экономической техноло-

гии, на создание которой было затрачено немало усилий.

Этот известнейший во всем мире научно-образовательный и тех-

нологический центр возник в 1861 году как учебное заведение, при-

званное решить проблемы, на которые уже не могло дать ответ клас-

сическое университетское образование, во многом по причине интен-

сивного индустриального роста и сокращения времени между науч-

ным открытием и его практическим использованием. Предшествен-

ник МГТУ им. Н.Э. Баумана — Императорское Московское Техниче-

ское Училище (ИМТУ), получившее этот статус 1 июня 1868 г. —

было призвано решать аналогичные задачи.

МИТ и МГТУ отличаются нестандартным подходом в решении

научно-технических и образовательных задач. Например, знамени-

тый «русский метод» подготовки инженеров предполагал обязатель-

ное сочетание широкой теоретической подготовки с практической

работой в мастерских и лабораториях. То же было характерно и для

MИT.

Однако преподавание гуманитарных наук в этих вузах изначаль-

но было поставлено по-разному. В МГТУ гуманитарное образование,

во многом в силу идеологических причин, носило именно «классиче-

ский» характер; нельзя говорить о складывании самостоятельных

научных школ по гуманитарным отраслям знания. Напротив, в МИТ

одним из основополагающих принципов обучения был синтез техни-

ческих и гуманитарных наук для становления профессионала. Уже

перед Второй мировой войной в МИТ создаются самостоятельные

программы обучения в области философии, истории, социальной и

политической наук, экономики, языкознания. В интеграции есте-

ственных, технических и гуманитарных предметов он с самого нача-

ла опережал другие учебные заведения США [1].

История развития гуманитарного образования в МИТ как специ-

ального направления ведет отсчет с 1932 года, когда была произведе-

на реорганизация университета. Наряду с тремя основными факуль-

тетами – инженерного дела, естественных наук и архитектуры – были

также созданы два отделения, в том числе отделение гуманитарных

наук. Основные задачи отделения включали в себя преподавание ан-

глийского и иностранных языков, истории и экономики. В качестве

аспектов, которые рекомендовалось затрагивать в процессе препода-