1
УДК 31
Гуманитарные дисциплины
в Массачусетском технологическом институте
© А.А. Манухин, Н.Н. Володина
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье рассматриваются особенности преподавания гуманитарных дисциплин
в техническом вузе на примере Массачусетского технологического института
(MИT). Авторы характеризуют приоритеты в обучении, нагрузку студентов по
изучению гуманитарных дисциплин, особенности американского подхода в препо-
давании таких дисциплин в вузах. В статье подчеркивается важность междисци-
плинарных исследований в современной науке. Авторы раскрывают вопрос о важ-
ности соединения гуманитарной подготовки с естественнонаучной и техниче-
ской. Даются практические рекомендации о заимствовании некоторых подходов к
гуманитарным наукам в МИТ.
Ключевые слова:
MИT, гуманитарные дисциплины, технические дисциплины, ме-
тодика преподавания, концепции современного естествознания, философия науки,
подготовка инженера.
Как можно встроить гуманитарные предметы в программу сту-
дентов технического вуза? Обратимся к опыту Массачусетского тех-
нологического института, который давно завоевал в мире репутацию
главной «кузницы» инженерных и научно-исследовательских кадров.
Многие открытия, в последнюю четверть века ставшие неотъемлемой
частью нашей жизни, появились в стенах этого заведения. Именно
там можно обнаружить зарождение ключевых технических изобрете-
ний и увидеть тенденции научно-технического прогресса.
Официальное английское название — Massachusetts Institute of
Technology — дословно переводится как Массачусетский технологи-
ческий институт, но американцы пользуются удобной аббревиатурой
MIT. Об успехах и международном значении Института можно гово-
рить много. Например, за 1995–2005 годы его сотрудниками было
опубликовано 7 700 статей и книг по физике, на которые другие уче-
ные во всем мире сослались 138 500 раз. Для сравнения: Гарвард да-
же не попал в десятку самых цитируемых научных учреждений (хотя
в рейтингах по качеству образования он по-прежнему держит верх-
ние позиции).
Студентов тут всего около пяти тысяч (и примерно столько же
аспирантов), но по количеству профессоров и нобелевских лауреатов
он занимает одно из первых мест в стране. Учиться тут дорого. Плата
за обучение очень высокая. Но почти никто из студентов сам за себя
не платит — есть разнообразные фонды, стипендии, частные благо-
творители.