Background Image
Previous Page  5 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 7 Next Page
Page Background

Компьютерные программы в обучении русскому языку как иностранному

5

тивный характер не на всем своем протяжении, а только на опреде-

ленных этапах, и достаточно трудна для изучения.

Неадаптивная

программа предлагает обучаемым одну и ту же последовательность

изучения материала. По сути — это все линейные программы, рас-

смотренные выше.

По словам А.Д. Гарцова, одним из критериев классификации

обучающих программ должен быть учет соотношения интерактивно-

сти и мультимедийности [1, 5].

Интерактивность — это взаимодействие учащегося с компьюте-

ром, «при котором каждый запрос пользователя вызывает немедлен-

ное ответное действие компьютера; обмен сообщениями между поль-

зователем и компьютерной системой в режиме реального времени»

[4, с. 96].

Мультемидийность — это способность компьютера вести диа-

лог с учащимся, используя разные виды информации — звуковую,

визуальную. На экране монитора в этом случае представлена и гра-

фика, и звук, и видеоряд. С помощью компьютерных технологий

MULTIMEDIA возможно смоделировать реальное занятие по рус-

скому языку для иностранцев. Безусловно, создание подобных обу-

чающих программ значительно повысит эффективность процесса

обучения.

По методическому назначению можно выделить несколько типов

компьютерных программ: грамматические, лексические, лингвостра-

новедческие, коммуникативные, фонетические и программы, направ-

ленные на обучение таким видам речевой деятельности, как чтение и

письмо.

Рассмотрев типы и виды обучающих программ, отметим, что

многие существующие в настоящее время компьютерные программы

по русскому языку как иностранному являются, как правило, про-

стыми программами.

Наиболее оптимальными типами программ, приспособленными к

индивидуальным особенностям учащихся, на сегодняшний день

представляются комбинированные адаптированные программы с

коммуникативной направленностью. В частности, это может быть

многоуровневая обучающая программа по чтению, в которой содер-

жится достаточно большое количество упражнений. При работе с

текстом можно выбрать разные режимы: чтение, чтение и прослуши-

вание, прослушивание и просмотр иллюстраций; чтение, прослуши-

вание и просмотр иллюстраций; отработка произношения отдельных

слов и фраз. По нашему мнению, подобные программы позволяют

менять способы изложения учебного материала в зависимости от из-

менения внешних и внутренних условий обучения (степени и скоро-

сти усвоения предыдущего материала и др.), таким образом повышая

эффективность обучения.