Компьютерные программы в обучении русскому языку как иностранному
5
тивный характер не на всем своем протяжении, а только на опреде-
ленных этапах, и достаточно трудна для изучения.
Неадаптивная
программа предлагает обучаемым одну и ту же последовательность
изучения материала. По сути — это все линейные программы, рас-
смотренные выше.
По словам А.Д. Гарцова, одним из критериев классификации
обучающих программ должен быть учет соотношения интерактивно-
сти и мультимедийности [1, 5].
Интерактивность — это взаимодействие учащегося с компьюте-
ром, «при котором каждый запрос пользователя вызывает немедлен-
ное ответное действие компьютера; обмен сообщениями между поль-
зователем и компьютерной системой в режиме реального времени»
[4, с. 96].
Мультемидийность — это способность компьютера вести диа-
лог с учащимся, используя разные виды информации — звуковую,
визуальную. На экране монитора в этом случае представлена и гра-
фика, и звук, и видеоряд. С помощью компьютерных технологий
MULTIMEDIA возможно смоделировать реальное занятие по рус-
скому языку для иностранцев. Безусловно, создание подобных обу-
чающих программ значительно повысит эффективность процесса
обучения.
По методическому назначению можно выделить несколько типов
компьютерных программ: грамматические, лексические, лингвостра-
новедческие, коммуникативные, фонетические и программы, направ-
ленные на обучение таким видам речевой деятельности, как чтение и
письмо.
Рассмотрев типы и виды обучающих программ, отметим, что
многие существующие в настоящее время компьютерные программы
по русскому языку как иностранному являются, как правило, про-
стыми программами.
Наиболее оптимальными типами программ, приспособленными к
индивидуальным особенностям учащихся, на сегодняшний день
представляются комбинированные адаптированные программы с
коммуникативной направленностью. В частности, это может быть
многоуровневая обучающая программа по чтению, в которой содер-
жится достаточно большое количество упражнений. При работе с
текстом можно выбрать разные режимы: чтение, чтение и прослуши-
вание, прослушивание и просмотр иллюстраций; чтение, прослуши-
вание и просмотр иллюстраций; отработка произношения отдельных
слов и фраз. По нашему мнению, подобные программы позволяют
менять способы изложения учебного материала в зависимости от из-
менения внешних и внутренних условий обучения (степени и скоро-
сти усвоения предыдущего материала и др.), таким образом повышая
эффективность обучения.