Е.В. Пиневич
2
методическое назначение; степень автономности программы; уро-
вень сложности тестирования» [1, с. 58].
На данный момент представлено огромное количество типов и
видов компьютерных программ. Разнообразие типов и видов обу-
чающих программ связано с тем, что обучение языку включает
множество аспектов, уровней и профилей подготовки, поэтому ко-
личество критериев и оснований для классификации достаточно
большое.
Для того чтобы пользоваться программами, и, безусловно, при-
нимать участие в их создании, следует ориентироваться в классифи-
кации обучающих программ. В частности, Е.А. Власов, Т.Ф. Юдина,
О.Г. Авраменко, А.В. Шилов подразделяют обучающие программы
по уровням компетенции: языковые, речевые и коммуникативные,
которые, в свою очередь, также делятся на «дриллы», «наставники»
[2]. Э.Г. Азимов пишет о четырех основных группах программ: тре-
нировочные, коммуникативные программные средства, тестовые си-
стемы и системы мультимедиа [3]. Существуют и другие классифи-
кации.
Методисты разделяют компьютерные программы на три группы:
• «программы, посвященные изучению тех или иных разделов си-
стемы языка (главная задача таких программ — введение и активиза-
ция языковых форм и структур);
• программы, направленные на обучение видам речевой деятель-
ности;
• контролирующие программы, обеспечивающие контроль за
уровнем сформированных речевых и языковых навыков» [4, с.121].
Проанализировав научно-методическую литературу по заявлен-
ной теме, мы считаем, что при создании программы преподавателю
следует принимать во внимание все существующие классификации,
предполагающие разделение компьютерных программ: 1) в зависи-
мости от функционального назначения; 2) по способу структурно-
программной организации; 3) по способности адаптироваться; 4) по
методическому назначению; 5) по степени интерактивности и муль-
тимедийности.
В зависимости от функционального назначения
выделяются пять
типов обучающих программ: тренировочные, наставнические, про-
граммы проблемного обучения, имитационные и моделирующие, иг-
ровые. Так, тренировочные программы предназначены для закрепле-
ния умений и навыков после прохождения нового материала.
Наставнические программы — это программы, направленные на
усвоение новых понятий в форме диалога. Программы проблемного
обучения побуждают учащихся выполнять задания до тех пор, пока
не будет найден правильный вариант, т. е. методом проб и ошибок.
Игровые программы представляют собой игру, в которой следует