Background Image
Previous Page  4 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 7 Next Page
Page Background

Е.В. Пиневич

4

одного из нескольких данных готовых ответов может быть исполь-

зован для того, чтобы подготовить его к восприятию нового мате-

риала.

Принцип расположения материала: небольшая часть материала

для усвоения — ставится вопрос — предлагается выбрать ответ из

ряда предложенных с целью проверки — после каждого предлагае-

мого ответа ставится номер страницы — учащийся выбирает пра-

вильный ответ и переходит к той странице, номер которой указан

напротив избранного ответа — если выбор сделан правильно, то на

этой странице будет следующая порция нового материала — если

ответ неверен, то на указанной странице учащийся найдет материал,

разъясняющий причину ошибки — учащийся возвращается на пер-

воначальную страницу и вновь пытается выбрать ответ — пока не

будет дан верный ответ, учащийся не сможет перейти к новому мате-

риалу.

Основными в методике разветвленных программ являются сле-

дующие положения: включение в обычный текст вопросов и альтер-

нативных ответов; использование этих ответов для проверки усвое-

ния материала; подача дополнительной информации в случае необ-

ходимости.

При сравнении линейных и разветвленных программ последние

занимают преимущественное положение по ряду характеристик:

• индивидуализация темпа обучения за счет того, что отрезок

учебного материала подается в зависимости от ответа учащегося на

предыдущий вопрос, а в линейных программах учащийся читает

быстрее, но все должны прочитать одинаковый материал;

• дифференцированный подход к обучению (для сильных и для

слабых учащихся).

Последний тип —

смешанные

программы. Смешанные програм-

мы — это программы, сочетающие в себе признаки линейных и раз-

ветвленных программ и тем самым обеспечивающие большую эф-

фективность и гибкость обучения. В таких программах, по нашему

мнению, можно наиболее успешно приспосабливать материал к ин-

дивидуальным возможностям обучаемых.

По способности адаптироваться

к особенностям учеников раз-

личают адаптивные, частично адаптивные и неадаптивные.

Под

адаптивной

программой понимают программу, которая

позволяет менять способы изложения учебного материала в зависи-

мости от изменения внешних и внутренних условий обучения (сте-

пени и скорости усвоения предыдущего материала и др.). Эта про-

грамма наиболее полно учитывает уровень знаний, умений и навы-

ков обучаемых. Мы считаем, что использование адаптивных

программ целесообразно на всех этапах обучения русскому языку

как иностранному.

Частично-адаптивная

программа носит адап-