Е.В. Пиневич
4
одного из нескольких данных готовых ответов может быть исполь-
зован для того, чтобы подготовить его к восприятию нового мате-
риала.
Принцип расположения материала: небольшая часть материала
для усвоения — ставится вопрос — предлагается выбрать ответ из
ряда предложенных с целью проверки — после каждого предлагае-
мого ответа ставится номер страницы — учащийся выбирает пра-
вильный ответ и переходит к той странице, номер которой указан
напротив избранного ответа — если выбор сделан правильно, то на
этой странице будет следующая порция нового материала — если
ответ неверен, то на указанной странице учащийся найдет материал,
разъясняющий причину ошибки — учащийся возвращается на пер-
воначальную страницу и вновь пытается выбрать ответ — пока не
будет дан верный ответ, учащийся не сможет перейти к новому мате-
риалу.
Основными в методике разветвленных программ являются сле-
дующие положения: включение в обычный текст вопросов и альтер-
нативных ответов; использование этих ответов для проверки усвое-
ния материала; подача дополнительной информации в случае необ-
ходимости.
При сравнении линейных и разветвленных программ последние
занимают преимущественное положение по ряду характеристик:
• индивидуализация темпа обучения за счет того, что отрезок
учебного материала подается в зависимости от ответа учащегося на
предыдущий вопрос, а в линейных программах учащийся читает
быстрее, но все должны прочитать одинаковый материал;
• дифференцированный подход к обучению (для сильных и для
слабых учащихся).
Последний тип —
смешанные
программы. Смешанные програм-
мы — это программы, сочетающие в себе признаки линейных и раз-
ветвленных программ и тем самым обеспечивающие большую эф-
фективность и гибкость обучения. В таких программах, по нашему
мнению, можно наиболее успешно приспосабливать материал к ин-
дивидуальным возможностям обучаемых.
По способности адаптироваться
к особенностям учеников раз-
личают адаптивные, частично адаптивные и неадаптивные.
Под
адаптивной
программой понимают программу, которая
позволяет менять способы изложения учебного материала в зависи-
мости от изменения внешних и внутренних условий обучения (сте-
пени и скорости усвоения предыдущего материала и др.). Эта про-
грамма наиболее полно учитывает уровень знаний, умений и навы-
ков обучаемых. Мы считаем, что использование адаптивных
программ целесообразно на всех этапах обучения русскому языку
как иностранному.
Частично-адаптивная
программа носит адап-