Компьютерные программы в обучении русскому языку как иностранному
1
УДК 808.2
Компьютерные программы в обучении русскому языку
как иностранному
© Е.В. Пиневич
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье представлена расширенная классификация типов и видов обучающих
программ, а также учебных компьютерных материалов. Анализируются про-
граммы, различающиеся: 1) в зависимости от функционального назначения; 2) по
принципу продвижения учащегося по программе (линейные, разветвленные, сме-
шанные); 3) по способности адаптироваться к особенностям обучаемых (адап-
тивные, частично адаптивные и неадаптивные); 4) по степени интерактивности
и мультимедийности; 5) по методическому назначению. Даются рекомендации по
выбору оптимальных типов программ, приспособленных к индивидуальным осо-
бенностям учащихся.
Ключевые слова:
компьютерные программы, типы программ.
Актуальность использования компьютера как средства обучения
на современном этапе является безусловным фактором оптимизации
учебного процесса.
В девяностые годы прошлого века появляется много статей, раз-
работок, пособий по применению компьютера в изучении русского
языка как иностранного. В них освещаются вопросы, связанные с
особенностями компьютера как нового типа ТСО, анализируются
функции ЭВМ в обучении, предлагаются учебные программы.
Проблемы компьютеризованного изучения русского языка как
иностранного рассматриваются в работах Э.Г. Азимова, М.А. Бовтен-
ко, А.Н. Богомолова, Е.А. Власова, А.Д. Гарцова, Б.С. Гершунского,
Г.М. Клеймана, О.В. Константиновой, Е.Ю. Николенко, Е.С. Полат,
Л.П. Прессмана, О.И. Руденко-Моргун, А.В. Тряпельникова и других.
Сегодняшний преподаватель русского языка, по нашему мнению,
должен не только использовать компьютерные программы, но и
знать их особенности, что в будущем позволит ему принимать уча-
стие в их создании. В связи с этим целью нашей статьи является об-
зор и анализ типов и видов компьютерных обучающих программ.
В настоящее время существует большое количество компьютер-
ных обучающих программ. Компьютерная обучающая программа яв-
ляется базовым компонентом в системе компьютерного обучения.
В научно-методической литературе выделяют следующие признаки,
лежащие в основе классификации компьютерных обучающих про-
грамм: «функциональная направленность; способ программирования;
возможность быть адаптированной к особенностям обучающегося;