Компьютерные программы в обучении русскому языку как иностранному
3
выполнить определенные задачи, поставленные перед учащимися.
Имитационные и моделирующие программы представляют собой
модели различных ситуаций, в которых оказывается учащийся. Каж-
дая из этих типов программ имеет свою цель, и преподаватель РКИ
должен определить, что он хочет получить в результате работы с
программой.
Современные обучающие программы классифицируются и на
основании
принципа продвижения учащегося по программе
, т. е. по
способу структурно-программной организации. С этой позиции вы-
деляют три вида программ: линейные, разветвленные (внутренне
управляемые) и смешанные (комбинированные и внутренне управ-
ляемые).
Модель процесса обучения, использованная для
линейных
про-
грамм, в основе своей опирается на теорию бихевиоризма. Теория
линейных программ была разработана Б.Ф. Скиннером. Главное в
программе — постепенное обучение, шаг за шагом, которое осу-
ществляется путем побуждения у обучаемого соответствующей ре-
акции. Принцип расположения материала: подача короткого отрезка
нового материала — предложение дать ответ — сравнивание уча-
щимся своего ответа со стандартным. Если ответ верен, то материал
считается усвоенным.
Линейная программа считается составленной правильно, если
отшлифована до такой степени, что ошибки редки и их вообще нель-
зя принимать во внимание. Основными характеристиками линейных
программ являются: короткие шаги, чрезмерное многословие и под-
сказки, легкие вопросы. Кроме того, для линейных программ харак-
терно наличие следующих признаков:
• программа — это серия шагов;
• материал вводится небольшими порциями и закрепляется с по-
мощью чисто механических операций (повторение стимула задачи,
вписывание пропущенных букв);
• всем учащимся предлагаются задания одинакового содержания;
• предельная простота программы, обеспечивающая правиль-
ность ответов на 95 %.
Таким образом, при компьютерном обучении линейные програм-
мы целесообразно использовать лишь в качестве тренирующих или
контролирующих. Самым распространенным заданием является за-
полнение пропусков в контексте.
В
разветвленной
программе, в отличие от линейной, предусмат-
ривается предъявление объяснений, возвращение учащегося к
предыдущему действию или выполнение заданий в заложенной по-
следовательности. Этот тип программы представляет собой методи-
ку подготовки письменного материала, который отвечает ряду педа-
гогических целей. Принцип построения методики: выбор учащимся