Background Image
Previous Page  3 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 7 Next Page
Page Background

Компьютерные программы в обучении русскому языку как иностранному

3

выполнить определенные задачи, поставленные перед учащимися.

Имитационные и моделирующие программы представляют собой

модели различных ситуаций, в которых оказывается учащийся. Каж-

дая из этих типов программ имеет свою цель, и преподаватель РКИ

должен определить, что он хочет получить в результате работы с

программой.

Современные обучающие программы классифицируются и на

основании

принципа продвижения учащегося по программе

, т. е. по

способу структурно-программной организации. С этой позиции вы-

деляют три вида программ: линейные, разветвленные (внутренне

управляемые) и смешанные (комбинированные и внутренне управ-

ляемые).

Модель процесса обучения, использованная для

линейных

про-

грамм, в основе своей опирается на теорию бихевиоризма. Теория

линейных программ была разработана Б.Ф. Скиннером. Главное в

программе — постепенное обучение, шаг за шагом, которое осу-

ществляется путем побуждения у обучаемого соответствующей ре-

акции. Принцип расположения материала: подача короткого отрезка

нового материала — предложение дать ответ — сравнивание уча-

щимся своего ответа со стандартным. Если ответ верен, то материал

считается усвоенным.

Линейная программа считается составленной правильно, если

отшлифована до такой степени, что ошибки редки и их вообще нель-

зя принимать во внимание. Основными характеристиками линейных

программ являются: короткие шаги, чрезмерное многословие и под-

сказки, легкие вопросы. Кроме того, для линейных программ харак-

терно наличие следующих признаков:

• программа — это серия шагов;

• материал вводится небольшими порциями и закрепляется с по-

мощью чисто механических операций (повторение стимула задачи,

вписывание пропущенных букв);

• всем учащимся предлагаются задания одинакового содержания;

• предельная простота программы, обеспечивающая правиль-

ность ответов на 95 %.

Таким образом, при компьютерном обучении линейные програм-

мы целесообразно использовать лишь в качестве тренирующих или

контролирующих. Самым распространенным заданием является за-

полнение пропусков в контексте.

В

разветвленной

программе, в отличие от линейной, предусмат-

ривается предъявление объяснений, возвращение учащегося к

предыдущему действию или выполнение заданий в заложенной по-

следовательности. Этот тип программы представляет собой методи-

ку подготовки письменного материала, который отвечает ряду педа-

гогических целей. Принцип построения методики: выбор учащимся