Г.М. Петрова
4
Если объем общественно-публицистического текста выше или
ниже указанного в Государственном стандарте, то первоначальный
текст может быть скорректирован путем увеличения или сокращения
количества информационных сообщений, из которых состоят телеви-
зионные программы новостей.
При формировании навыков аудирования тестов общественно-
публицистического характера можно использовать как языковые, так
и речевые упражнения. Назовем некоторые из них.
Языковые упражнения:
1) прослушайте и повторите несколько пар слов;
2) прослушайте предложения. Повторите предложения, соблюдая
интонацию. Измените вопросительную интонацию на повествова-
тельную, и наоборот;
3) прослушайте ряд слов. Запомните и повторите те из них, кото-
рые относятся к одной теме;
4) прослушайте фразы. Выберите правильное значение слова;
5) прослушайте текст. Заполните пропуски в графическом вари-
анте предложений текста;
6) вам знакомо слово
учитель
. Как вы понимаете значение слова
деятель, работодатель
? Проверьте себя по словарю. Теперь вы
сможете закончить фразы с данными словами.
Речевые упражнения:
1) прослушайте репортаж. Дайте развернутые ответы на во-
просы;
2) прослушайте ряд вопросов к тексту. Дайте утвердительные
(отрицательные) ответы в паузу;
3) прослушайте информационное сообщение. Передайте его со-
держание по модели: что? где? когда?
4) прослушайте два варианта информационного сообщения. Ска-
жите, что добавлено (пропущено) во втором варианте?
5) прослушайте выпуск новостей. Перескажите его с некоторым
изменением начала (середины, конца). Определите, что нового доба-
вил ваш коллега при пересказе?
6) прослушайте информационное сообщение. Выделите в нем
смысловые части и озаглавьте их;
7) прослушайте информационное сообщение. Передайте его ос-
новной смысл (3–5 предложений).
Контроль понимания речевых сообщений может осуществляться
разными способами. Например, определяя искомую информацию,
учащиеся могут делать графические пометы, отражающие содержа-
ние сообщения, располагать их в необходимой последовательности,
принимать или отвергать утверждение. Во избежание случайного
правильного ответа можно использовать тесты множественного вы-
бора. Однако перечисленные способы позволяют проконтролировать