Некоторые аспекты методики обучения чтению, аудированию, говорению…
3
Главным критерием контроля понимания информации является
правильность выполнения задания к тексту. Если учащийся проде-
монстрировал достижение цели чтения, контроль на этом может быть
завершен. Далее прочитанные тексты могут быть использованы как
материал для развития устной речи в виде свободного пересказа, бе-
седы, дискуссии по теме.
При
аудировании
монологической речи иностранный учащийся,
владеющий русским языком в объеме Первого сертификационного
уровня, должен уметь понять на слух информацию, содержащуюся в
монологическом тексте, тему, основную идею, главную и дополни-
тельную информацию каждой смысловой части с достаточной пол-
нотой, глубиной и точностью [1, 7]. К типам предъявляемого текста
относятся сообщение, повествование, описание, а также тексты сме-
шанного типа с элементами рассуждения. Также предпочтительны
аутентичные или с минимальной степенью адаптации сюжетные тек-
сты, построенные с учетом лексико-грамматического материала, со-
ответствующего данному уровню. При аудировании монологической
речи иностранный учащийся должен уметь понять на слух основное
содержание диалога, коммуникативные намерения его участников.
Количество предъявлений — 1 [2].
Внесем ряд уточнений, касающихся аудирования текстов СМИ
общественно-публицистической тематики. Безусловно, обычно темп
речи ведущего телевизионных новостей выше допустимого Государ-
ственным стандартом — 240–270 слогов в минуту. Но ведущие
утренних и вечерних новостей специально замедляют темп своей ре-
чи для лучшего восприятия телезрителями. Таким образом, темп речи
ведущего утренних и вечерних новостей приближен к допустимому.
Что касается количества предъявлений, то часто оно зависит от
задач прослушивания аудиотекста, которые ставит преподаватель пе-
ред учащимися. Так, при установке на последующий пересказ или
обсуждение текста предпочтительно двукратное предъявление в
аудитории одного и того же текста, ведь повторное прослушивание
сообщения улучшает понимание, способствует извлечению новой
информации, более глубокому ее осмыслению и лучшему запомина-
нию. Повторному прослушиванию предшествует контроль понима-
ния с помощью вопросов общего характера и формулировка новой
практической задачи, которая мобилизует внимание слушающих. За-
метим, что повторное предъявление может быть двух видов: дву-
кратное предъявление одного и того же текста, повторное предъявле-
ние модифицированного текста. Повторное предъявление модифици-
рованного текста легко реализовать при последовательной записи
блоков новостей, выходящих на одном телеканале в течение дня.
Ведь события, происходящие в мире, немедленно освещаются сред-
ствами массовой информации.