Background Image
 1 / 9 Next Page
Information
Show Menu
1 / 9 Next Page
Page Background

Некоторые аспекты методики обучения чтению, аудированию, говорению…

1

УДК 808.2:378.02-054.6

Некоторые аспекты методики обучения

чтению, аудированию, говорению

на материале общественно-публицистических текстов

© Г.М. Петрова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрена проблема использования общественно-публицистических текстов на

занятиях по русскому языку как иностранному. Описана методика работы с тек-

стовым материалом при обучении чтению, аудированию, говорению, представле-

ны варианты заданий.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, чтение, аудирование, говорение,

общественно-публицистические тексты, методика, упражнения.

В Государственном образовательном стандарте по русскому язы-

ку как иностранному [1] сформулированы определенные требования

к речевым умениям иностранного учащегося, владеющего русским

языком в объеме Первого сертификационного уровня, который соот-

ветствует пороговому уровню шкалы уровней владения иностранным

языком, принятой Советом Европы [2]. В соответствии с этими тре-

бованиями иностранный учащийся должен уметь активно использо-

вать различные стратегии

чтения

в зависимости от коммуникативной

установки; определять тему текста, его основную идею; понимать как

основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в тек-

сте с достаточной полнотой, точностью и глубиной; интерпретиро-

вать информацию, изложенную в тексте, выводы и оценки автора [3].

Учащийся должен овладеть следующими видами чтения: чтение с

общим охватом содержания, изучающее чтение. Известно, что к ти-

пам предъявляемого текста относятся сообщение, повествование,

описание, а также тексты смешанного типа с элементами рассужде-

ния [4]. Предпочтительны аутентичные или с минимальной степенью

адаптации сюжетные тексты, построенные с учетом лексико-грамма-

тического материала, соответствующего данному уровню [2].

Общественно-публицистические тексты обычно используются

для ознакомительного чтения. Такие тексты по сравнению с текстами

для изучающего чтения отличаются большим объемом, некоторыми

особенностями структуры [5]. Основными компонентами смыслового

содержания текста являются тема, идея и проблема. Проблема может

быть поставлена в любой части текста, даже в заголовке, а идея — в

начале или в конце текста. Материалы для ознакомительного чтения

должны содержать в основном программный лексико-грамматичес-

кий материал. Незнакомые слова не должны передавать основную