Некоторые аспекты методики обучения чтению, аудированию, говорению…
1
УДК 808.2:378.02-054.6
Некоторые аспекты методики обучения
чтению, аудированию, говорению
на материале общественно-публицистических текстов
© Г.М. Петрова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрена проблема использования общественно-публицистических текстов на
занятиях по русскому языку как иностранному. Описана методика работы с тек-
стовым материалом при обучении чтению, аудированию, говорению, представле-
ны варианты заданий.
Ключевые слова:
русский язык как иностранный, чтение, аудирование, говорение,
общественно-публицистические тексты, методика, упражнения.
В Государственном образовательном стандарте по русскому язы-
ку как иностранному [1] сформулированы определенные требования
к речевым умениям иностранного учащегося, владеющего русским
языком в объеме Первого сертификационного уровня, который соот-
ветствует пороговому уровню шкалы уровней владения иностранным
языком, принятой Советом Европы [2]. В соответствии с этими тре-
бованиями иностранный учащийся должен уметь активно использо-
вать различные стратегии
чтения
в зависимости от коммуникативной
установки; определять тему текста, его основную идею; понимать как
основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в тек-
сте с достаточной полнотой, точностью и глубиной; интерпретиро-
вать информацию, изложенную в тексте, выводы и оценки автора [3].
Учащийся должен овладеть следующими видами чтения: чтение с
общим охватом содержания, изучающее чтение. Известно, что к ти-
пам предъявляемого текста относятся сообщение, повествование,
описание, а также тексты смешанного типа с элементами рассужде-
ния [4]. Предпочтительны аутентичные или с минимальной степенью
адаптации сюжетные тексты, построенные с учетом лексико-грамма-
тического материала, соответствующего данному уровню [2].
Общественно-публицистические тексты обычно используются
для ознакомительного чтения. Такие тексты по сравнению с текстами
для изучающего чтения отличаются большим объемом, некоторыми
особенностями структуры [5]. Основными компонентами смыслового
содержания текста являются тема, идея и проблема. Проблема может
быть поставлена в любой части текста, даже в заголовке, а идея — в
начале или в конце текста. Материалы для ознакомительного чтения
должны содержать в основном программный лексико-грамматичес-
кий материал. Незнакомые слова не должны передавать основную