М.А. Максимов
4
вищной интенсивности, что его растущая результативность в конеч-
ном счете угрожает самостоятельности самого мира и продуктивной
способности, которой он обязан своим возникновением» [3, с. 417].
То есть в сравнении с жизнью греческого полиса политическая ре-
альность сегодняшнего общества оказалась довольно обедненной,
отличающаяся пассивностью и отягощенностью неразрешимыми
конфликтами. И даже в современных демократических государствах
конкретная политическая деятельность, претендующая на изменение
сложившегося «статуса-кво», сталкивается в рамках политической
системы с барьерами формальной рациональности. Еще М. Вебер,
отмечая несомненные преимущества рационального господства, тем
не менее, признавал его латентные, скрытые опасности в виде «ирра-
циональных элементов»: 1) человеческие действия заменяются бю-
рократической и машинной технологией; 2) сводится к минимуму
фактор человеческого разума при угрозе дегуманизации последнего;
3) бюрократические технологии вызывают агрессивные реакции у
самих чиновников, которые постепенно становятся функционально
ненужными административной системе.
Американский социолог М. Ритцер в своей работе «Макдональ-
дизация общества» [5] характеризует современную общественно-
политическую систему как обладающую четырьмя рациональными
«достоинствами»: экономической эффективностью, количественной
просчитываемостью, предсказуемостью (отсутствием неожиданно-
стей) и развитой структурой контроля над человеческой жизнедея-
тельностью. Ритцер предполагает, что рациональные социальные си-
стемы неизбежно порождают иррациональность — дисквалифика-
цию работников, превращение их в роботов, действующих по
строгой программе и выполняющих только стандартные операции.
Политическая деятельность, например, превращается в предсказуе-
мого качества «сдобное изделие», начинка которого просчитывается,
контролируется и варьируется в зависимости от результатов опросов
общественного мнения, рейтингов кандидатов на должности, харак-
тера потребителей и т. д. Общение политика с избирателями утрачи-
вает личный контакт и все чаще осуществляется через телерекламу.
Макдональдизация, будучи новой версией рациональности, несо-
мненно, способствует развитию целерациональных действий, форми-
рует эффективные, предсказуемые и контролируемые поведенческие
акты. При этом, на мой взгляд, макдональдизация в большей степени
имеет тенденцию создавать специфические социальные связи, в ко-
торых люди, по существу, низводятся до абстрактных технических
ресурсов, что способствует воспроизводству дегуманизации челове-
ческих отношений и, как следствие, — воспроизводству социальной
напряженности и конфликтов. Личная гражданская инициатива пла-
номерно сводится к массовому участию, которое, в свою очередь,