Проблема противопоставления «труда» и «политики»: концептуальные подходы…
3
бодных людей может заявлять о себе и претендовать на что-либо.
«Политическая сфера в смысле греков подобна такой непрерывно
длящейся сцене, где в известном смысле есть только выход, но нет
ухода, и эта сфера возникает непосредственно из бытия-друг-с-
другом, общительного соучастия в словах и делах. Таким образом,
действие не только в теснейшей связи с публичной частью мира, со-
обща нами обитаемого, но оно та деятельность, которая вообще
впервые только и создает». [3, с. 262]. Разумеется, участие в публич-
ной сфере жизнедеятельности напрямую связано с осознанным и
свободным выбором человека. Подлинная же свобода человека за-
ключается именно в возможности совершать действие, имеющее зна-
чимость в окружающем человека мире — мире людей (таким дей-
ствием может быть, например, публичная речь).
Чтобы показать неразрывную связанность свободы человека и
его контактов в социальном окружении, Аренд использует сравнение
сферы политики с исполнительскими искусствами. «Исполнитель-
ские искусства... сродни политике. Артисты-исполнители танцоры,
актеры, музыканты и т. п., чтобы продемонстрировать свою виртуоз-
ность, нуждаются в аудитории, подобно тому, как люди действия ис-
пытывают потребность в присутствии других людей, перед которыми
они могут явить себя. И тем и другим для их «работы» необходимо
публично организованное пространство, и в самом исполнении они
зависят от других людей». Греческий полис был некогда именно той
«формой правления», которая предоставляла людям пространство
явленности, где они могли совершать поступки, своего рода театр, на
сцене которого могла появляться свобода [1, c. 233]. Насколько это
состояние «виртуозности» политической деятельности сохранило
свою актуальность в современной исторической практике?
С точки зрения Х. Арендт, политическая практика в ХХ веке
продемонстрировала постепенное исчезновение границ между тру-
дом и политикой. Политика в определенной степени начала подра-
жать труду — это воплотилось в процессе фабрикации новых объек-
тов: административных учреждений и партий с развитым бюрокра-
тическим аппаратом. В условиях тоталитарных и авторитарных
режимов человек из «политического существа» систематически пре-
вращается в «animal laborans», в придаток государственной машины.
Представительные институты все больше отстраняют обычных граж-
дан от участия в политической жизни, за принципом всеобщего из-
бирательного права скрывается групповая дифференциация между
теми, кто принимает решения, и теми, кто лишен такой возможности.
Индивидуальное же решение сводится к «отрешению от своей инди-
видуальности», чтобы лучше функционировать — «сам по себе био-
логический жизненный процесс, активный обмен веществ человека с
природой, как он осуществлялся в труде, смог достичь такой чудо-