М.А. Максимов
2
границы сферы политической деятельности. Также актуальным оста-
ется вопрос о степени совпадения «политики» в своих основных ха-
рактеристиках с повторяющимся рутинным трудовым процессом.
Отправной пункт рассуждений Ханны Арендт содержится в ее
предположении, что труд, политическая деятельность и интеллекту-
альная рефлексия образуют три четкие сферы радикально неодно-
родных принципов и критериев [3]. Во многом она отталкивалась от
аристотелевской традиции, заложенной «Никомаховой этикой». Ра-
зумеется, не имелось в виду формальное понимание различия в ха-
рактере той или иной деятельности: ведь прекрасно известно, что ре-
альный политический процесс тесно связан с теми или иными про-
блемами производства и не чужд интеллектуальному осознанию
происходящего. Каким же образом следует понимать смысловое со-
держание данной триады?
В рамках концепции Арендт труд представляется как органиче-
ский обмен с природой, производство новых объектов, повторяю-
щийся и предсказуемый процесс. Что касается политического дей-
ствия, то оно вмешивается в систему социальных отношений и
напрямую связано с возможным и непредсказуемым. В связи с этим
оно не загромождает общественную сферу все новыми объектами, а
изменяет сам социальный контекст, то есть установленные взаимоот-
ношения между участниками социальных процессов. От интеллекту-
альной рефлексии политическое действие отличается степенью пуб-
личности и способностью «быть выставленным на обозрение дру-
гих». Тем самым понятие политического действия можно вывести
исходя из его противоположности по отношению к двум другим сфе-
рам: «В то время как процессы изготовления растрачивают свою энер-
гию на изготовление и угасают в своих конечных продуктах, энергия,
расковавшая действие, не угасает в событии: ни одно отдельное дея-
ние недостаточно мощно, чтобы ее исчерпать, и даже после соверше-
ния деяния, словно ничего не сделано, она может еще расти и множить
последствия содеянного» [3, с. 309]. Тем самым политическое дей-
ствие придает импульс развитию системы общественных отношений и
способствует плюрализму форм жизнедеятельности.
По мнению Д. М. Носова [4,
с. 25–31], успех работ Х. Арендт в
значительной степени обусловлен именно поиском глубокого фунда-
мента под происходящими политическими процессами. Прежде все-
го, политическая деятельность имеет своим фундаментом свободу
как глубинное проявление человеческого взаимодействия. Суть по-
литической деятельности, согласно Арендт, выражается в свободе, и
область, где «свобода переживается — это действие». [1, с. 221]. Че-
ловек нуждается в общем публичном пространстве, где он будет
встречаться с другими свободными людьми, другими словами, необ-
ходим политически организованный мир, в котором каждый из сво-