Национализация элиты как общественная потребность
9
ванием без англо-русского словаря просто невозможно. Проблема
языка, на котором элита общается как с народом, так и внутри своего
круга, уже давно приобрела политический характер. Мы мыслим на
родном языке, смысл слов которого не только правильно понимаем,
но и точно знаем, как правильно относиться к тому, о чем идет речь с
эмоциональной и моральной точек зрения. Засоренность словаря со-
временной элиты уголовно-лагерным жаргоном, иноязычными тер-
минами и проявлениями элементарной неграмотности может быть
легко объяснена. Процессы криминализации элиты в «лихие 90-е»,
заимствования западных политических институтов и экономических
инструментов, кадрового обновления без соответствующей школы и
отбора объясняют достигнутый результат, но не оправдывают его.
Экономическая, политическая и духовная элита общества всегда
выступает образцом для подражания, она является той «референт-
ной» в социологическом смысле группой, на которую равняется
средний класс. Это касается языка, моделей поведения, стандартов
потребления, образа жизни и т. д. Подражание осуществляется с по-
правкой на материальные возможности, но имеет место всегда. Образ
Эллочки-людоедки — самый яркий в нашей литературе пример сати-
рического описания этого социального механизма. Но сейчас речь не
о смехотворности попыток подражания, а об ответственности элиты
за образцы, которые она сознательно или неосознанно ретранслирует
обществу. Национальная элита в условиях, когда необходима моби-
лизация общества на решение сложнейших социально-экономичес-
ких проблем, преодоление отставания от наиболее мощных конку-
рентов во многих сферах жизни общества, просто не может позво-
лять себе делать то, что делает современная российская элита.
«Деоффшоризация», возврат капиталов, инвестиции в развитие
отечественной экономики и еще многое другое, о чем говорит и что
пытается реализовать политическое руководство страны, очень важ-
ны, но не являются сутью процесса национализации элиты.
Сутью этого процесса, если он будет реально осуществлен, могут
стать два взаимосвязанных направления деятельности.
Первое из них —
определение общественного идеала и поста-
новка в качестве цели всех усилий движения к нему
.
Второе —
раскрытие перед народом и миром великой тайны,
которую отечественная элита хранит уже более 20 лет: за какие
ценности, помимо власти и привилегий, она готова умирать, носи-
тельницей каких «надличностных» смыслов она является.
Еще раз оговоримся, что вхождение в Европу и приобщение к ев-
ропейским ценностям исчерпали себя в качестве целей. Для России
там места нет, и подавляющему большинству нашего населения в
«Гейропу» (как острят в Интернете) хочется в лучшем случае в каче-
стве туристов. Есть ли у нашей элиты иной «проект» будущего?