В.В. Легчилин
8
с ресурсными ограничениями, которые требуют отказать большин-
ству стран и народов в их праве стремиться к реализованным в силь-
нейших экономиках мира высоким стандартам жизненного уровня,
комфорта и потребления. Но в этом случае сама либеральная идея
равенства и свободы выбора утрачивает притягательность, ибо эти
ценности доступны основной массе населения только в отдельных
странах, но и там далеко не для каждого члена общества.
Изучение и критическое осмысление чужого опыта исторического
развития совершенно необходимы для выработки собственной нацио-
нальной стратегии. Но, к сожалению, российская элита в своей значи-
тельной части со времен Петра Великого и до наших дней воспроизво-
дит во многом губительный стереотип попыток механического пере-
носа на российскую почву ценностей, стандартов, процедур и даже
моды, сформировавшихся на совершенно иной социальной почве.
Глубокое и вдумчивое изучение чужой истории и культуры приводит
к «очарованию» ею и утрате способности относиться к ней критиче-
ски. Возникает великий соблазн скопировать, перенести, «сделать как
во всем цивилизованном мире». С XIX века и до наших дней об этом
написано огромное количество текстов, и, возможно, не стоило бы по-
вторять эти мысли, если бы не один нюанс. Для российского общества
абсолютно необходимо понять, в силу каких причин приобщение к
европейской науке и образованию порождает слепое подражательство,
а не творческое осмысление полученных знаний и изученного опыта.
Исключением был только советский период нашей истории, когда
идея социального творчества реально овладела элитой и была ретранс-
лирована массе. Можно по-разному относиться к результатам этого
«эксперимента», но невозможно не признавать сам факт попытки
строительства альтернативы западной цивилизации.
Совершенно очевидно, что система образования в обществе со-
здается не только, а в ряде случаев и не столько для ретрансляции
знаний и навыков, но и для внедрения в общественное сознание цен-
ностей и смыслов. И копирование опыта Запада в области образова-
ния, особенно элитарного, неизбежно будет приводить к формирова-
нию невольной «агентуры влияния». Еще в большей степени это бу-
дет касаться новых поколений элиты, получивших образование в за-
падных университетах и невольно интегрированных в соответству-
ющие неформальные связи и отношения со своими однокашниками.
Никакая «национализация элиты» без учета этого невозможна. Не-
мыслима она и без самостоятельной национальной политики в обла-
сти образования как в смысле ценностных, культурных, так и даже
языковых его ориентиров.
Для пояснения последнего заметим, что понять речь руководите-
лей экономического блока правительства и большинства экспертов
по экономике уже сейчас даже человеку с университетским образо-