В.В. Легчилин
12
мы — публика, а там актеры, нам и принадлежит право судить пье-
су», — писал Петр Чаадаев в письме А.И. Тургеневу еще в 1835 году.
Возможность судить пьесу — это возможность извлекать уроки, кор-
ректировать свои действия и даже написать свой сюжет, отличный от
наблюдаемого.
Вспомним несколько подзабытую категорию «образ жизни», ко-
торая потенциально могла бы помочь сформулировать отличия рус-
ского или российского образа жизни от, скажем, «американского» и
«европейского». Отличный от других образ жизни требует и иных
ориентиров в уровне потребления и его структуре. В советское время
мы пытались решать подобную задачу. Почему бы не вспомнить этот
опыт сейчас? Если пойти по этому пути, то возможно нейтрализовать
и главный аргумент сторонников слепого подражания, который со-
стоит в том, что сначала надо достичь европейских стандартов, а
только тогда обрести право что-либо критиковать.
Национализация элиты требует признать за своей страной и ее
народом право на историческое творчество, поиск нигде не приме-
нявшихся решений, риск, но помнить и об ответственности за него.
Любой истинный творец просто обязан знать и понимать достижения
других, но его отличает гордая вера в свои силы и возможность про-
должать создавать новое.
Уроки, полученные в последние годы, заставили нашу политиче-
скую элиту вспомнить о том, что надо быть сильными, и особенно
сильными в военном отношении, чтобы проводить независимую по-
литику и отстаивать свои интересы в мире. Но главный урок, кото-
рый дает современный мир, пока усвоен плохо. Этот урок состоит в
том, что реальных результатов в развитии и борьбе за достойное ме-
сто в мировом сообществе добиваются те страны и народы, элиты
которых сохраняют верность национальному духовному наследию и
творчески применяют его для решения задач сегодняшнего дня.
У нас много говорят и пишут о китайском, японском, корейском
опыте и не хотят увидеть самый главный урок этого опыта. Элита
обязана понимать свой народ, очень его любить, верить в его буду-
щее и уметь опираться на достоинства национального характера и
нейтрализовать его недостатки.
В своей истории народы России, и особенно русский народ, не
раз демонстрировали не сравнимую ни с чем в мире способность к
мобилизации и сосредоточенную устремленность к общей цели. Цель
эта должна быть объединяющей, нравственной, прекрасной, трудно-
достижимой и не копирующей чужой образец, т. е. творческой.
Большевики смогли определить подобную цель и получили взрыв
социальной энергии и поражавшие весь мир темпы роста. Как бы
критики и «разоблачители» советского периода ни усердствовали,