Национализация элиты как общественная потребность - page 3

Национализация элиты как общественная потребность
3
ты. Но зададимся вопросом: а возможна ли в современном мире под-
линная национализация элиты? И если да, то что она означает содер-
жательно?
Исторически политическая элита вспоминает о своем единстве с
народом, с массами только тогда, когда вступает в конфликт и нахо-
дится в противостоянии с конкурирующей элитной группой. В по-
добной ситуации она нуждается в консолидации всех социальных
групп и мобилизации всех доступных ресурсов для достижения своих
целей в рамках подобного конфликта. Вспомним, что, по Карлу
Шмитту, политика тесно связана с системой координат «свой — чу-
жой», «друг — враг». Так вот, «свои» для элиты в условиях мира все-
гда находятся в элитарных кругах самых разных стран. Самый про-
стой и наглядный пример состоит в кровно-родственных связях пра-
вящих домов Европы. Николай II, английский король и германский
кайзер были кузенами, несмотря даже на религиозные различия
стран, которые они возглавляли. Элиты связывают множество нитей,
начиная от общих экономических интересов и заканчивая общностью
образа жизни и семейных связей.
Капитализм как мировая система чрезвычайно усилил этот фак-
тор через глобализацию экономики и развитие коммуникаций. Расо-
вые, религиозные, этнические различия нивелируются, стираются,
отходят на второй план. Но остаются факторы конкурентной борьбы,
которые постоянно взрывают идиллию единства и единения. И при-
ходится вспоминать о защите национальных интересов и мобилиза-
ции народов как ресурсе борьбы за место под солнцем.
Конкурентная борьба разворачивается по поводу контроля над
ресурсами (территория, население, природные ископаемые и т. п.) и
определения направления дальнейшего движения, задания его целей.
Если с борьбой за ресурсы все более или менее ясно в смысле посто-
янного анализа интересов борющихся субъектов и способов взаимо-
действия, то со вторым все обстоит значительно сложнее и интерес-
нее. Здесь мы переходим в сферу надличностных ценностей и интуи-
тивно-бессознательных влечений, которые весьма трудно поддаются
объективному научному анализу.
Исторически выбор религии всегда был для элиты достаточно ин-
струментальной проблемой. Если стоять на чисто рационалистических
позициях, можно легко обосновать победу конфуцианства в Древнем
Китае интересами правящего класса; выбор православия Владимиром
Крестителем — экономическими и политическими интересами господ-
ствующего слоя Киевской Руси, реформацию — борьбой европейских
монархов за автономию от Римской курии и т. д. Марксизм легко и
убедительно объяснял религиозный выбор правящего класса его со-
циально-экономическими интересами.
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,...15
Powered by FlippingBook