Национализация элиты как общественная потребность
5
создания государства, а затем и осуществляет его построение в поли-
тической практике. Но эта логика не подтверждается исторической
практикой. Исторически политическая элита, взявшая курс на фор-
мирование «нации-государства», формировала национальные общно-
сти, опираясь на всю мощь государственной власти и широкое при-
менение силы, чтобы «убедить» население в том, что оно представ-
ляет собой некую национальную общность. Государственная власть
создавала нации, а не наоборот. В этом смысле нельзя не согласиться с
Э. Геллнером: «Нации как естественные, Богом установленные способы
классификации людей, как некая исконная... политическая судьба — это
миф» [1]. Нация — это категория, которую создает национализм:
«Именно национализм порождает нации, а не наоборот» [1].
Исторически именно власть навязывает и религиозную, и нацио-
нальную общность населению. Естественно, политический субъект
не может творить полный произвол и опирается на имеющиеся объ-
ективные предпосылки и условия. Но ключевым является вопрос о
субъекте исторического и социального творчества.
Народ как некое историческое, культурное и языковое единство
элиты и массы и как субъект исторического и социального творче-
ства возникает и может длить свое существование, только противо-
поставляя себя другим подобным субъектам. Признаки, по которым
осуществляется подобное противопоставление, формулирует и задает
политическая, экономическая и духовная элита. Она же во многом
определяет нормы и правила, по которым выстраиваются отношения
привилегированных слоев и основной массы населения.
Однако реальной силой те или иные верования, идеи и цели ста-
новятся только тогда, когда они овладевают именно массами. Знаме-
нитая мысль В.И. Ленина о том, что идея, овладевшая массами, пре-
вращается в реальную общественную силу, верна и в том смысле, что
сами народные массы, воспринявшие идею, обретают мощь и реаль-
но обретают статус субъекта исторического развития. Смены элит и
формирование новых элитных групп в переломные моменты истории
становятся результатом воли именно народных масс.
Чем в этом контексте можно объяснить отсутствие социальной
энергии, необходимой для развития страны в постсоветской России?
Два с половиной десятилетия страна топчется на месте, проедая со-
ветское наследие и воспроизводя сырьевой характер экономической
модели. Диагноз определен довольно давно и стал «общим местом» в
отечественной науке и публицистике. Элита не смогла или не захоте-
ла предложить обществу идеи, цели и верования, которые нашли бы
реальный отклик в общественном сознании и превратили бы массу в
реальный источник социальной энергии.
Но каковы причины, по которым элита не смогла или не захотела
выполнять свои функции? Чтобы разобраться в этом вопросе, на наш