1
УДК 93/94
Миграционное движение с территории Беларуси
на Юг России во второй половине XIX века:
контуры проблемы
© В.Н. Сергеев, П.С. Крючек
Белорусский государственный технологический университет,
г. Минск, 220006, Республика Беларусь
В настоящее время изучение миграционных процессов в исторической ретро-
спективе получает все большее распространение, особенно в контексте столь
популярной и значимой для историографии молодых государств тематики этни-
ческой, национальной и социокультурной идентичности. Одной из ключевых задач
белорусской исторической науки в этой связи становится изучение и детальное
описание миграции белорусского населения в различные области России, в частно-
сти на ее Юг — регион, обладающий притягательностью и своей спецификой, как
системного явления, начавшегося во второй половине XIX в. Дана оценка степени
разработанности темы, а также определены недостаточно изученные области
указанной проблематики.
Ключевые слова:
история Беларуси, переселение, Юг России, Кубань, Причерноморье,
социокультурная адаптация, межэтническое взаимодействие, национально-культур-
ная идентификация.
Совместное проживание этносов в едином политическом образо-
вании налагает серьезный отпечаток на их отношения. Среди факторов,
влияющих на процесс их взаимодействия, можно выделить: наличие и
осмысление общей истории в различные периоды; определение степени
политического напряжения этносов; динамику и уровень развития
хозяйственных связей народов; их взаимное национально-культурное
восприятие в свете исторических аналогий и др.
Разумеется, любые контакты начинаются с процесса взаимо-
познания. Особое значение в этой связи приобретает способность
представителей этнических групп получать информацию друг о друге,
оценивать ее с той или иной степенью адекватности, формировать
взаимные установки и руководствоваться ими в повседневном взаимо-
действии. С течением времени взаимопознание может нивелироваться
до взаимного узнавания, основанного на социальных установках,
этнических и социальных идентичностях, различных шаблонах и т. д.
В повседневных практиках взаимное (стереотипное) узнавание
зачастую облегчает и, что очень важно, ускоряет взаимодействие.
Однако не стоит забывать, что в этом случае оно чрезвычайно зависимо
от исторического контекста и при определенных обстоятельствах может