Организация работы по формированию культуры здоровья у школьников
для выработки устойчивой потребности в активном образе жизни. На-
блюдения и обследования учащихся показывают,что многие подростки
не следят за состоянием своего здоровья, не занимаются его укрепле-
нием и часто делают то, что разрушает здоровье (курение, увлечение
технократической музыкой, несоблюдение режима дня и т. д.).
Традиционная внеурочная воспитательная работа по формирова-
нию ценности здоровья, проводимая классными руководителями в
форме классных часов, бесед, тематических родительских собраний,
также является недостаточно эффективной.
При проведении анонимного опроса 85% учащихся отметило, что
употребление газированных напитков, чипсов, питание в «Макдо-
нальдсе» доставляет удовольствие, и они стремятся питаться этими
продуктами как можно чаще.
65% учащихся 5—9 классов проводят за компьютерными играми
2–3 часа в день.
Эти немногочисленные факты показывают, что третий компонент
культуры здоровья — поведенченский, подразумевающий применение
полученных знаний, навыков здорового образа жизни в повседневной
жизни, остается не реализованным.
Все вышесказанное потребовало поисков новых подходов к реше-
нию проблемы формирования культуры здоровья у подростков,одним
из них стал деятельностный подход. Деятельностный подход озна-
чает, что активность личности побуждается потребностью, которая в
деятельности закрепляется, и при этом в ходе деятельности обнару-
живаются новые потребности [1, 8].
Деятельность — это динамическая система взаимодействий субъ-
екта с миром, при этом наиболее продуктивной является творческая
деятельность, ибо в ней задействованы все потенциальные возможно-
сти, все силы человека, и в результате которой закрепляются потреб-
ности, возникают положительные эмоции, приобретаются способы де-
ятельности. «Если вы хотите воспитать — организуйте деятельность»,
говорил А.С. Макаренко [1, 34].
Реализация деятельностного подхода предусматривает разработку
содержания, методов, форм и средств обучения и воспитания. Для
апробации модели, выяснения наиболее эффективных способов по-
строения учебно-воспитательного процесса было решено использо-
вать потенциал системы дополнительного образования.
В рамках дополнительного образования создан кружок «Юный
биолог», рассчитанный на три года обучения и ориентированный на
учащихся 6-, 7-, 8-х классов.
Кружок работает по специально разработанной программе «Путь
к здоровью», которая дополняет государственный образовательный
5