Е.Г. Близнюк
По мнению родителей учеников МОУ СОШ № 29 Мытищинско-
го района, выявленному в ходе опроса 220 человек, для укрепления
здоровья детей необходимы следующие изменения в школе:
— в просветительско-воспитательной работе с учащимися, напра-
вленной на формирование культуры здоровья (35 %);
— просветительской работе с родителями по вопросам психологии,
физиологии и воспитания детей (22 %);
— уровне подготовки педагога в области психологии и физиологии
детей (11 %);
— организации учебного процесса (10 %);
— организации физкультурно-оздоровительной работы (9 %);
— профилактике и медицинском наблюдении за состоянием здоро-
вья детей (8 %);
— инфраструктурах образовательного учреждения (5 %).
Опрос показал, что большинство респондентов удовлетворено
санитарно-гигиеническими условиями в школе, организацией меди-
цинской службы и физкультурно-оздоровительной работой и видят
путь решения проблемы по укреплению здоровья детей в совершен-
ствовании воспитательной работы с учащимися, направленной на
формирование культуры здоровья.
В школе № 29 Мытищинского района разработана и внедряется
модель формирования культуры здоровья. Культуру здоровья мы рас-
сматриваем как составную часть базовой культуры личности, отража-
ющую ценностное отношение детей к своему здоровью, основанное
на знании закономерностей нормального функционирования организ-
ма, компонентов здорового образа жизни и, главное, их практическом
применении [2, 111].
Основная идея модели — активное вовлечение самих учащихся
в деятельность по оптимизации здоровьесберегающего пространства,
что способствует изменению отношения к своему здоровью и здоро-
вью окружающихлюдей,превращению учащихся из пассивных и бе-
зответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных
для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбереже-
ния. Поэтому модель предполагает смещение акцента с традиционной
информационной составляющей на деятельностную сторону процесса
обучения. Данная идея организационно решается сочетанием урочной
и внеурочной деятельности.
Практика показывает, что одно лишь информирование учащих-
ся о правилах безопасного поведения, компонентах здорового образа
жизни, функционировании организма человека, взаимоотношениях с
окружающей средой, осуществляемое при изучении курса биологии,
ОБЖ, недостаточно для формирования устойчивой мотивации к веде-
нию здорового образа жизни. Уроков физкультуры также недостаточно
4