УДК 159.922
ВЛИЯНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
НА ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛИКАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ ВО ВРЕМЕНН ´ОЙ
ПЕРСПЕКТИВЕ ЛИЧНОСТИ
c М.Р. Худышева
1
, Ж.В. Горькая
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
Самарский государственный университет (СамГУ),
г. Самара, 443011, Россия
Аннотация.
Основное внимание автор статьи уделяет проблеме выявления взаимо-
связи форм компетентностно-ориентированного обучения и особенностей экспли-
кации ценностей во временной перспективе личности. Показана взаимосвязь выби-
раемых экзистенциальных ценностей и форм профессионального обучения. Деталь-
но исследуется влияние преобладающих в обучении методов групповой работы —
«активных» и «интерактивных» — на особенности построения временной перспек-
тивы личности. Автор убедительно доказывает, что преобладание интерактивных
методов в процессе обучения способствует тому, что студенты в большей степе-
ни ориентированы на ситуативные задачи текущего дня. Преобладание активных
методов групповой работы ориентирует учащихся на саморазвитие, наполняя смы-
слом настоящее и будущее, и реализацию ценностей в ближайшей исторической
перспективе.
Ключевые слова
:
компетентностно-ориентированный подход, профессиональное
обучение, активные методы обучения, интерактивные методы обучения, терминаль-
ные ценности, временная перспектива личности.
Современные психолого-педагогические исследования центриро-
ваны на субъекте. Целевые установки образования двойственны: с
одной стороны, образование имеет социально-экономическую задан-
ность, с другой — личностно обусловлено. Понимание человека как
активного по отношению к самому себе и учебному процессу, кри-
тично оценивающего прошлое, формирующего настоящее и проек-
тирующего будущего невозможно без рассмотрения категории целей
и фактора ценностных предпочтений, нагруженных смыслами, пере-
живаниями, ожиданиями. Изучение системы ценностей, отраженной
во временной перспективе личности, формирующей стратегические
планы деятельности и определяющей поведение человека, становится
особенно актуальным в эпоху динамичных трансформаций системы
профессионального обучения.
Актуальность
исследования определяется особенностями совре-
менного образования, допускающего многообразие форм и методов
обучения, при которых личные ценности и ориентация субъекта во
времени имеют определяющее влияние на выбор приоритетов разви-
тия и способов организации деятельности.
1