Влияние компетентностно-ориентированного обучения на особенности экспликации ценностей во временной перспективе личности - page 7

Влияние компетентностно-ориентированного обучения на особенности экспликации
такие терминальные ценности, как «здоровье», «свобода» и «семья».
Они оцениваются как значимые и реализуемые в текущем времени. За-
тем по степени достижимости, следуют ценности «компетентность» и
«любовь», а замыкают ряд значимых ценностей — «внешность» и «ин-
формативность». Определяя форму достижения и возможные сроки
достижения поставленных целей – ценностей, студенты указывают на
«историческую перспективу», будущие события, которые произойдут
благодаря «правильным» действиям сегодня. Наибольшее значение в
текущем времени имеют такие ценности, как «здоровье» и «семья»,
они оцениваются как приоритетные и достижимые. Несмотря на на-
личие дальних перспектив в реализации личных и профессиональных
планов, студенты определяют указанные ценности как достижимые в
ближайшем времени и присвоенные уже сегодня.
На основании полученных результатов можно говорить о том,
что преобладание интерактивных форм групповой работы в рамках
компетентностно-ориентированного образования акцентирует вни-
мание на актуальных задачах в реальном времени. Во временной
перспективе учащихся преобладает индекс «ОН» — «открытое на-
стоящее», что свидетельствует об ориентации на саморазвитие, са-
мопознание и самореализацию личностного потенциала субъекта в
настоящий момент времени. К особенностям можно отнести то, что
временная перспектива отличается значимо большим количеством
целей-объектов прошлого. У них значимо больше по сравнению со
студентами второй группы целей текущего момента. То есть они в
большей степени ориентированы на ситуативные задачи текущего
дня.
Для временн´ой перспективы студентов, обучающихся с преобла-
данием активных форм групповой работы в учебном процессе, харак-
терно выраженное преобладание во временной перспективе индекса
«Жизнь» — «обозначение тех объектов, которые относятся ко всему
периоду жизни субъекта» и не имеют четкой локализации во времени.
Данный индекс маркирует позитивно ориентированное саморазвитие,
наполняющее смыслом настоящее и будущее.
Методы организации профессионального обучения оказывают су-
щественное воздействие на особенности экспликации ценностей и
особенности построения перспектив развития личности учащихся.
Изучение влияния преобладающих активных или интерактивных ме-
тодов групповой работы в рамках компетентностно-ориентированного
образования на систему ценностных ориентаций и временную пер-
спективу личности учащихся позволяет сделать следующие выводы:
— студентов, независимо от преобладающих форм групповой рабо-
ты, отличает ориентация на такие ценности как «здоровье», «семья»,
«любовь», «свобода», «творчество»;
7
1,2,3,4,5,6 8,9
Powered by FlippingBook