Влияние компетентностно-ориентированного обучения на особенности экспликации ценностей во временной перспективе личности - page 2

М.Р. Худышева, Ж.В. Горькая
Современное профессиональное образование, несмотря на четкую
функциональную направленность и социальную заданность, позво-
ляет субъекту обучения выбирать не только сферу реализации, но и
способы достижения личных целей в социально-экономической дея-
тельности. Подбор методов и форм обучения, создающих благоприят-
ные условия для развития профессиональных и личных компетенций,
обеспечивающих максимальную эффективность и формирующих по-
тенциал развития учащихся, становится одной из главных задач педа-
гога. Основной целью педагогической работы выступает постепенное
формирование у студентов внутренней готовности к осознанному и са-
мостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив
своего личностного развития, готовность рассматривать себя развива-
ющимся во времени; умении самостоятельно находить личностно зна-
чимые смыслы в конкретной деятельности и своей жизни. Ключевым
звеном учебного процесса должна быть организация системы усло-
вий, способствующих формированию профессиональной направлен-
ности студентов, их готовность к профессиональному и личностному
саморазвитию.
Под формой организации учебных занятий мы понимаем такую
внешнюю структуру учебного предмета, которая «конструирует и обу-
славливает подбор предметного содержания» (Прокопьев И.И.) [5].
Под методом обучения мы понимаем процесс взаимодействия меж-
ду преподавателями и студентами, в результате которого происходит
передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных со-
держанием профессионального обучения. В соответствии с особен-
ностями взаимодействия участников образовательного процесса мы
выделяем «пассивные», «активные» и «интерактивные методы».
В пассивных методах преподаватель является главным действую-
щим лицом, директивно управляющим ходом занятия, например, лек-
ции. Активные методы, такие, как семинары, коллоквиумы, практиче-
ские занятия и другие, создают условия для общения и взаимодействия
субъектов образовательного процесса. Интерактивные методы обуче-
ния создают условия для продуктивной совместной деятельности уча-
щихся, при которой преподаватель становится «значимым взрослым»,
консультирующим, направляющим, структурирующим действия груп-
пы.
Поскольку важной предпосылкой успешности будущего професси-
онала является умение самостоятельно находить значимые смыслы и
реализовывать планы своего личного развития во времени, нас инте-
ресует, как влияет процесс профессионального обучения на формиро-
вание системы ценностей и жизненных перспектив личности.
В работах Л. Фрэнка, 1939; К. Левина, 1939; F.T. Melges, 1990;
P. Zimbardo, J. Boyd, 1999; J. McGrath, F. Tschan, 2004; Ж. Нютто-
на, 2004 и других авторов указывается, что «временная перспектива
2
1 3,4,5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook