Влияние компетентностно-ориентированного обучения на особенности экспликации
личности» как интегративная детерминанта определяет особенности
регуляции жизни субъекта. Авторы указывают, что временная органи-
зация целей имеет сильное влияние на мысли и поведение субъекта
(Левин К., 2001; Нюттен Ж., 2004; Zimbardo P., Boyd ., 1999 и дру-
гие). Отмечается, что формирование целостной картины прошлого,
настоящего и будущего зависит от множества факторов, в том числе
связанных с процессом социализации, например, от вида и широты
образования.
Влияние сбалансированности, дальности, насыщенности времен-
ной перспективы личности на субъективную удовлетворенность, оцен-
ку свободы возможных действий, успешность и активность деятель-
ности субъекта показано в работах О.Н. Арестовой, А.К. Болотовой,
Е.И. Головахи, В.Н. Карандашева, И.М. Кондакова, Ж.С. Мамедовой,
А. Сырцовой, Н.Н. Толстых и других авторов.
При этом временная перспектива рассматривается как выражение
собственной системы личностных ценностей и смыслов, которая по-
зволяет создать согласованную систему жизненных координат. Сле-
довательно, под временной перспективой мы понимаем когнитивную
способность личности предвидеть будущее, прогнозировать его, пред-
ставлять себя в будущем [1]. В тоже время ценностно-смысловая сфе-
ра, представляя собой базовое ядро личности, выполняющее функции
регулирования поведения и являющееся источником жизненных целей
человека, будет определять выраженность временной перспективы и
тем самым возможные границы потенциальной активности и резуль-
тативности субъекта. Таким образом, в данной работе мы ставим про-
блему взаимовлияния форм и методов обучения на особенности экс-
пликации личных целей во временной перспективе личности будущих
профессионалов.
Цель исследования.
Выявление взаимосвязи профессионального
обучения с особенностями построения временной перспективы лич-
ности.
Для достижения цели были использованы следующие методы: ме-
тод теоретического анализа, обобщения и интерпретации научных дан-
ных; метод статистической обработки и анализа данных (описательная
статистика, корреляционный анализ). С помощью методики мотиваци-
онной индукции Ж. Нюттона и опросника терминальных и инструмен-
тальных ценностей М. Рокича выявлялись особенности ценностных
предпочтений и временной перспективы личности.
Методика мотивационной индукции (MIM) Ж. Нюттона (вариант
Толстых Н.Н.), которая направлена на исследование временной пер-
спективы сознания, также позволяет измерить удаленность по време-
ни событий будущего. Начало предложения, данное в первом лице
3