Влияние компетентностно-ориентированного обучения на особенности экспликации
— дифференциация содержания и организации процесса образо-
вания на основе учета индивидуально-психологических особенностей
студентов, их потребностей в реализации и осуществления себя.
Не менее 60 % времени обучения занимают активные формы груп-
повой работы, такие как деловые игры, мозговые штурмы, ситуаци-
онные задания, ассамблеевые игры, имитационные игры, дискуссии.
Использование активных форм работы в рамках компетентностно-
ориентированной модели при подготовке специалистов позволяет со-
вершенствовать образовательный процесс за счет:
— обеспечения непрерывности и преемственности целей, принци-
пов, содержаний, методов, средств и форм образования;
— интеграции теоретического и практического материала;
— увеличения доли самостоятельного труда студентов в учебном
процессе;
— творческого подхода к освоению материала.
Говоря об интерактивных формах групповой работы, следует отме-
тить, что их можно рассматривать как наиболее современный вариант
активных методов. В процессе обучения есть спецкурсы, которые на
70 % могут состоять из интерактивных форм. К таким курсам относит-
ся программа повышения квалификации по здоровьесберегающей де-
ятельности, разработанная специалистами учебно-методического цен-
тра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании
в молоджной среде» МГТУ им. Н.Э. Баумана, в частности, доктором
медицинских наук, профессором Г.И. Семикиным, доктором педагоги-
ческих наук Г.А. Мысиной, кандидатом педагогических наук А.С. Ми-
роновым и другими сотрудниками.
В ходе интерактивных занятий студенты получают много «живых»,
«сегодняшних», «актуальных» знаний. Методы работы предполагают
активное использование интернет-ресурсов: электронных библиотек,
видео-конференций, интернет-исследований и т. д. Форма обучения
позволяет значительно расширять учебную аудиторию и при этом да-
ет возможность каждому студенту быть инноватором, эксперимента-
тором, переговорщиком, а не только накопителем знаний, написанных
в учебниках.
Если рассматривать две формы компетентностно-ориентированного
подхода — «активную» и «интерактивную», то при первом типе ор-
ганизации личностные аспекты обучения сводятся к формированию
учебно-познавательной мотивации и познавательных способностей, а
также к накоплению опыта смысловых, ценностных и эмоциональ-
ных оценок поведения других людей и своего собственного. В случае
интерактивной формы в центре внимания преподавателя оказывается
профессиональные и личностно-деловые компетенции студента, как
5