М.Р. Худышева, Ж.В. Горькая
единственного числа, должно вызвать (индуцировать) желание напи-
сать то, что лично волнует, занимает, интересует данного конкретного
человека. Эта методика относится к группе проективных методик «За-
вершение предложений».
Начала предложений, именуемые мотивационными индукторами,
стимулируют испытуемого к перечислению (в письменной форме)
конкретных объектов — тех, которые для него желательны, к кото-
рым он стремится, и тех, которых он боится или старается избежать
(то есть позитивных и негативных целевых объектов). Респондентам
предлагается набор из 45 стимульных предложений: 15 имеют нега-
тивную окраску и 30 — положительную. Дифференцированная систе-
ма временных индексов, используемых в методике, позволяет опре-
делить протяженность, насыщенность, степень структурированности,
уровень реалистичности целей, а также настроенность субъекта по
отношению к прошлому, настоящему и будущему (Болотова) [1].
Методика М. Рокича (адаптация Гоштаус А., Семенов А.А.,
Ядов В.А.) основана на прямом ранжировании списка терминальных и
инструментальных ценностей. Система ценностных ориентаций опре-
деляет содержательную сторону направленности личности и составля-
ет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе
самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности,
основу жизненной концепции и «философии жизни». Терминальные —
убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования
стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные — убеждения
в том, что какой-то образ действий или свойство личности являет-
ся предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует
традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. [6].
Исследование проводилось на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана в
2012 г. В обучении реализован компетентностно-ориентированный
подход, общая выборка испытуемых составила 120 человек. Из них
58 человек являются студентами, проходящими обучение с преобла-
данием активных методов групповой работы, а 62 человека проходят
обучение по программе повышения квалификации с преобладанием
интерактивных методов групповой работы. В исследовании участвова-
ли студенты в возрасте от 20 до 26 лет, из них 63 человека — девушки,
57 — мужчины.
Основными принципами организации компетентностно-ориенти-
рованного обучения являются:
— развитие профессиональных и личных компетенций студента как
системообразующий фактор проектирования обучения;
— формирование компетентной личности, способной к самоопре-
делению, профессиональному самообразованию, саморегуляции и са-
моактуализации в современных социально-экономических условиях;
4