Ю.Г. Герцик
случае под инновациями (нововведениями) понимается использование
достижений человеческого ума (открытий, патентов на изобретения,
научных и конструкторских разработок и т. п.) для повышения эффек-
тивности деятельности в той или иной ее сфере [1–4]. К сожалению, и
в настоящее время положение в отечественной экономике в сфере ме-
дицинской техники можно охарактеризовать преобладанием импорта
высокотехнологичных медицинских изделий [5, 6]. В этой связи зна-
чимым представляется тот аспект инноваций, который полагает инно-
вационным и внедрение импортных технологий, адаптированных под
местные условия [6–7]. Необходимо отметить, что уровень развития
ведущих отраслей промышленности сегодня формирует позиции лю-
бой страны на мировой арене как в экономическом плане, так и с
точки зрения обороноспособности и зависит от научно-технических и
экономических заделов [1, 3, 6–8], которые во многом определяются
подготовкой специалистов, их интеллектом, профессиональными зна-
ниями и здоровьем, что неизбежно связано с внедрением новых инно-
вационных технологий, в том числе в образовательный процесс [9–12].
Перед кафедрой валеологии, функцией которой было обеспече-
ние учебного процесса по утвержденному учебному плану [13], в
2012/2013 учебном году была поставлена задача реализации учебно-
го процесса со студентами, освобожденными от тяжелых физических
нагрузок. В разделы образовательного процесса, в соответствии с про-
ектом нового учебного плана, разработанного заведующим кафедрой
валеологии д.м.н., проф. Г.И. Семикиным, д.п.н., проф. Г.И. Мысиной
и к.п.н., доц. А.С. Мироновым, входило внедрение в образователь-
ный процесс современных методик обучения, в том числе оснаще-
ние его современными техническими средствами. В данной статье
на примере обзора, применяемых технологий и медицинских изде-
лий в восстановительной и реабилитационной медицине, технологий
и аппаратуры, которыми силами университета и кафедры валеологии
оснащена лаборатория психологической поддержки студентов (заве-
дующий лабораторией — к.п.н., доцент Миронов А.С.), проводится
сравнительный анализ технологий и технических решений, необхо-
димых для реализации учебного процесса в данном направлении и
отвечающих требованиям, предъявляемым к инновационным техни-
ке и технологиям. Анализ необходимости, возможности, социальной
и технико-экономической эффективности внедрения инновационных
технологий и изделий, в том числе медико-технических, в различ-
ные сферы образовательной среды, включая учебу, занятия физиче-
ской культурой, реабилитацию после интеллектуальных и физических
перегрузок, проводится на примере оценки перспектив применения
методик и устройств информационного обеспечения оценки психо-
физиологического состояния человека, высокотехнологичных изделий
2