Разработка и внедрение в образовательную среду инновационных здоровьесберегающих технологий - необходимое условие увеличения эффективности валеологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса в техническом вузе - page 8

Г.Я. Герцик
учебных заведениях.
Последние два столетия характеризовались ин-
тенсивным развитием науки и техники в различных областях чело-
веческой деятельности (открытие и освоение новых видов энергии
(паровая, электрическая, атомная), генная инженерия, телеграф, ра-
дио, космические исследования, интегральная схемотехника, нанотех-
нологии, информатика, революционные и эволюционные социально-
экономические преобразования и т. д.). Все это позволило расширить
формы внутри- и внегосударственной производственной и экономи-
ческой деятельности различных стран. В частности, Россия стала
членом ВТО, принимает активное участие в решении экономических
проблем, пользуясь методами рыночной экономики [29, 30]. Приори-
тетными критериями оценки эффективности технико-экономических
преобразований становятся такие показатели, как конкурентоспособ-
ность, объем знаний и информации, получаемых в ходе научных ис-
следований, что определяет востребованность разработок в рыночных
условиях, где получают все большее распространение инновационные
высокотехнологичные изделия. Как следует из проведенного библио-
графического поиска, значительное число разработчиков и произво-
дителей этих изделий, в том числе и биомедицинских, которые, как
и фармакологические, частично отнесены к высокотехнологичным,
т. е. — к изделиям, требующим значительных расходов на проведение
научно-исследовательской и опытно-конструкторской проработки, на-
ходятся за рубежом [30–32]. В соответствии с материалами [32, 33],
разработки высокотехнологичной медицинской продукции были отне-
сены к стратегически важным для экономики страны, и деятельность
в этой сфере — признана одной из составляющих перехода промыш-
ленности на инновационный метод развития. Все это дает основание
полагать, что целесообразность разработок здоровьесберегающих тех-
нологий и внедрение их в образовательную среду — одни из важней-
ших компонентов образовательного процесса. Необходимо отметить,
что образовательно-воспитательный процесс в высшей школе в насто-
ящее время проходит стадию реформирования и экспериментального
внедрения различных методик, учебных программ, регламентов обуче-
ния, и вычленение в нем валеологического сопровождения возможно,
только опираясь на те или иные понятия и определения как учебного
процесса, так и валеологии. В данной статье автор придерживается
вышеизложенных положений и терминологии в области валеологии,
ее задач и места среди других наук, рассматривающих здоровье чело-
века с различных точек зрения.
Основными задачами валеологического сопровождения учебного
процесса в техническом вузе автор считает ознакомление студентов,
как индивидуумов и как будущих участников реализации научно-
технического прогресса в качестве разработчиков, менеджеров, с
8
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11
Powered by FlippingBook