Разработка и внедрение в образовательную среду инновационных здоровьесберегающих технологий - необходимое условие увеличения эффективности валеологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса в техническом вузе - page 2

Г.Я. Герцик
и на внеаудиторных социально-значимых мероприятиях (конферен-
ции, общественные движения, МГТУ им. Н.Э. Баумана — волонтерское
движение, именные спортивные соревнования, участие в социально-
общественной и научно-практической работе кафедр и т. д.) с основа-
ми здорового образа жизни и другими факторами, обеспечивающими
сохранение, реабилитацию, восстановление и укрепление их здоро-
вья, ознакомление и формирование компетенций студентов, в сфере
инновационных здоровьесберегающих технологий;
— под здоровьесберегающими технологиями — методики, аппаратно-
программное и информационное обеспечение, предназначенные для
увеличения эффективности сохранения, реабилитации, восстановле-
ния и укрепления здоровья.
Понятия здоровья, здорового образа жизни и валеологии, как
научно-практического направления науки о здоровье человека.
Здоровье человека всегда представляло один из самых существен-
ных факторов в функционировании как общества, так и отдельной
личности. В данной статье используется определение здоровья, при-
нятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включающее
такие его составляющие, как физическое, психическое и социальное
благополучие, исследуемые в динамике. Исходя из вышеприведенно-
го определения здоровья, изучения принципов реализации здорового
образа жизни, был проведен анализ существующих научных предпо-
сылок сохранения здоровья человека. Наиболее полно понятие здоро-
вья трактуется в валеологии [1]. Валеология — сравнительно молодая
наука. В 1987 г. была опубликована монография российского ученого
И.И. Брехмана, представляющая валеологию как комплексную нау-
ку, базирующуюся на достижениях биологии, медицины, психологии,
физической культуры, других естественных и гуманитарных наук [2].
В Ленинградском институте усовершенствования врачей в том же го-
ду усилиями профессора В.П. Петленко была организована кафедра
валеологии [3]. Работы в области создания и исследования научных
основ валеологии велись и в МГТУ им. Н.Э. Баумана [4—6]. Освеща-
лись вопросы методик сохранения здоровья и в работах зарубежных
ученых [7, 8]. Анализируя различные подходы к определению здо-
ровья и управления им, можно отметить, что в медицине также рас-
сматриваются механизмы индивидуального здоровья и возможности
управления этими механизмами путем применения различных диагно-
стических и терапевтических методик с использованием технических
средств для их реализации. Основное отличие валеологии от меди-
цины заключается в том, что в данном случае исследуется субъект,
являющийся носителем индивидуального здоровья, а не той или иной
болезни. Как правило, в здравоохранении рассматривается человек,
имеющий отклонения или физического, или психического здоровья,
2
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook