Разработка и внедрение в образовательную среду инновационных здоровьесберегающих технологий - необходимое условие увеличения эффективности валеологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса в техническом вузе - page 4

Г.Я. Герцик
эпидемией была очень низкой из-за многочисленных факторов, вызы-
вающих неинфекционные заболевания. Здравоохранению потребова-
лась другая стратегия борьбы с ними, которая была создана М. Тер-
рисом [12]. Эта стратегия заключалась в применении метода скри-
нинга населения для определения в нем групп риска возникновения
неинфекционных заболеваний. Выявление таких групп и реализация
врачебно-профилактических действий, направленных на устранение
факторов риска, позволили уменьшить число заболеваний, в частно-
сти сердечно-сосудистых. Однако дальнейшее развитие и применение
метода скрининга показало, что в данном случае очаговые/локальные
меры профилактики неинфекционных заболеваний недостаточно эф-
фективны. Выявление одних групп риска не исключало, а в некото-
рых случаях из-за концентрации внимания и средств к определенной
группе риска приводило к появлению новой группы риска. Появились
многочисленные случаи возникновения депрессивных состояний, со-
путствующие формированию суицидального, девиантного поведения,
алкогольной, никотинной и наркотической зависимостей [1–4, 13–15].
Соответственно, данный этап развития общества потребовал раз-
работки новой стратегии профилактики и терапии неинфекционных
заболеваний, призванной реабилитировать и восстанавливать меха-
низмы системы саморегуляции организма человека. Одним из науч-
ных направлений, в котором эта идеология была сформулирована,
явилась валеология, в основу которой ее создателями закладывалась
гипотеза становления, реабилитации, восстановления и сохранения
здоровья, управления здоровьем человека с использованием его лич-
ностных медико-биологических и социально-психологических функ-
циональных особенностей [1–4, 16–19]. При этом выделялись две ме-
тодики оценки здоровья. Одна из них определялась ощущениями че-
ловека (самочувствие, усталость, наличие или отсутствие аппетита
и пр.), другая — исходными антропометрическими (масса, рост и т. д.)
и клиническими (пульс, биоэлектрическая активность органов и тка-
ней и т. д.) данными. Для объективизации оценки здоровья человека по
каждому из вышеназванных параметров вводят понятие нормы (воз-
растной, профессиональной и т. д.). К основным критериям здоровья,
в соответствии с указанными методиками, относят уровень наслед-
ственных параметров (генотип), анатомо-физиологические характери-
стики, психологическую устойчивость, уровень социальной активно-
сти. Отмечается, что, по данным экспертов ВОЗ, здоровье человека
обусловлено на 50 % условиями и образом жизни, на 20–25% — эко-
логическими факторами, на 15–20% — генетическими особенностями
организма, на 5–10% — состоянием и уровнем развития здравоохра-
нения [1]. Из данного положения следует, что важнейшим фактором,
обеспечивающим качество и уровень здоровья человека, является тот
4
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook