Разработка и внедрение в образовательную среду инновационных технологий
значительно осложнить ситуацию с определением места валеологии
в числе других наук, что неизбежно приведет к отрицанию необходи-
мости соблюдения и научного познания принципов здорового образа
жизни, понятий «здоровье здорового человека», «управление здоро-
вьем человека», целесообразность и необходимость изучения которых
убедительно показана в специализированных работах [1–4, 16–20].
Влияние здорового образа жизни, внешних условий и страте-
гий развития здравоохранения на медико-биологические и психо-
физиологические характеристики здорового человека.
Органами
здравоохранения в настоящее время уделяется значительное внима-
ние вопросам сохранения здоровья [24–26]. Суть принимаемых реше-
ний состоит в обеспечении мер по сохранению и укреплению здо-
ровья (health promotion), в том числе здорового человека. Нельзя не
отметить идеологическую близость данных нормативных документов
к принципам валеологии, которые в случае необходимости могут до-
полняться принципами и методами восстановительной медицины. Не-
обходимо подчеркнуть, что технологии восстановительной медицины
используются как при восстановлении здоровья травмированных во
время военных действий, ликвидации последствий чрезвычайных си-
туаций [27], выполнения профессиональной деятельности, при лече-
нии страдающих церебральным параличом, постинсультных больных
[10, 11, 19, 20], так и для сохранения и укрепления здоровья здоро-
вых людей при чрезмерных психофизиологических или физических
нагрузках. К этой категории также можно отнести преподавателей и
студентов высших учебных заведений [1, 4, 6, 13–15, 28].
При реабилитации и восстановлении здоровья человека широко ис-
пользуются технологии и технические решения физиотерапии и меха-
нотерапии [10, 11, 19–23]. Многими авторами отмечается перспектив-
ность для восстановительной медицины роботизированной механоте-
рапии. Автор считает оправданным ее применение и в здоровьесбе-
регающих технологиях. В основу принципов разработки и внедрения
роботов в здоровьесберегающие технологии должна быть положена их
повышенная безопасность, точность дозировки нагрузочных усилий,
диагностика и регистрация психофизиологических параметров в про-
цессе проведения тренировок. Кроме того, роботизированные биотех-
нические системы могут обеспечивать биосинхронизированное воз-
действие на организм в сочетании с другими видами терапевтических
воздействий: аромо-, мело-, психотерапией с целью формирования, со-
хранения и укрепления здоровья людей, повышения их физической и
интеллектуальной работоспособности [11, 16–20].
Современное состояние и возможности валеологического со-
провождения образовательно-воспитательного процесса в высших
7