Разработка и внедрение в образовательную среду инновационных технологий
образ жизни, который ведет каждый индивидуум и в основном опре-
деляемый им самим с учетом уровня образования и воспитания в
семье, школе, вузе, условий среды проживания. Необходимо подчерк-
нуть, что преобразования, произошедшие и происходящие в обще-
стве, еще больше усиливают значимость здоровья человека для не-
го самого, так как сохранение здоровья помогает человеку не только
реализовать долголетие и активное долголетие [19, 20], но и сохра-
нить возможность длительной работоспособности, обеспечивающей
ему, в свою очередь, необходимый материальный достаток, как за
счет заработной платы, так и за счет уменьшения расходов на ме-
дицинское обслуживание. Многими клиническими исследованиями
[10, 11, 17–20] выявлено, что для полноценной жизнедеятельности
человека на его двигательную активность требуется расходование не
менее 1000–1200 ккал/сутки, а при интеллектуальной деятельности
расходуется не более 500–700 ккал/сутки. Данные показатели свиде-
тельствуют о целесообразности, точнее о необходимости включения в
систему здорового образа жизни мероприятий по регуляции, при необ-
ходимости, активизации двигательной активности. В настоящее время
наиболее реальными и эффективными методами устранения дисба-
ланса воздействия на организм, испытывающий дефицит двигатель-
ной активности и физических нагрузок, являются физическая культу-
ра и тренажерные технологии, отвечающие временным и простран-
ственным возможностям современного представителя интеллектуаль-
ного труда. Причем, например, в МГТУ им. Н.Э. Баумана предоставле-
ны широчайшие возможности реализации этих методик студентами и
сотрудниками при занятиях в спортивном комплексе, в санаториях-
профилакториях, в спортивно-оздоровительных базах [1, 4] и даже во
время учебных занятий по программе физической культуры (Семи-
кин Г.И., Мысина Г.А., Миронов А.С.) со студентами, освобожденны-
ми от тяжелых физических нагрузок.
Анализ научной литературы показывает, что при исследовании во-
просов здоровья целесообразно рассматривать их в комплексе про-
блем его восстановления и реабилитации. Как отмечается в матери-
алах [10, 11, 16–20] восстановление нарушенных функций здоровья
представляет предмет исследований и практического применения вос-
становительной медицины, включающий диагностику, терапию, про-
филактическую медицину и комплекс оздоровительных мероприятий.
Академик А.Н. Разумов подчеркивает, что лауреат Нобелевской пре-
мии И.П. Павлов писал: «Профилактическая медицина достигнет сво-
их социальных целей только в случае перехода от медицины патоло-
гии к медицине здоровья здоровых». В работе под термином «реаби-
литация» [16, 18–20] понимается применение лечебного воздействия
при использовании специализированных, в том числе, технических
5