Разработка и внедрение в образовательную среду инновационных здоровьесберегающих технологий - необходимое условие увеличения эффективности валеологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса в техническом вузе - page 3

Разработка и внедрение в образовательную среду инновационных технологий
соответственно, нуждающийся в специализированной помощи со сто-
роны врачей. Педагогическая наука также занимается вопросами здо-
ровья, но рассматривает их как участие индивидуума в организации
формирования качества личного здоровья в условиях образовательной
среды. В социально-экономических науках здоровье человека анализи-
руется уже в качестве фактора, обеспечивающего эффективное разви-
тие общества как в производственной, так и в общественных сферах.
Этапы формирования различных подходов к обеспечению здо-
ровья человека.
Так как валеология возникла на достаточно сложном
этапе развития нашего общества (начало возникновения рыночных
отношений и распада ранее существовавшей централизованной пла-
новой экономики, вызвавшее значительные дестабилизирующие про-
цессы в социуме, сопровождающиеся значительными психоэмоцио-
нальными перенапряжениями личности), представляет интерес анализ
появления и развития различных технологий обеспечения и сохране-
ния здоровья в социально-значимые экстремальные периоды развития
общества.
Так, например, в послереволюционный период возникновения эпи-
демиологических вспышек гриппа и других инфекционных заболева-
ний первый нарком здравоохранения РФ, действительный член АМН
(академии медицинских наук) и АПН (академии педагогических наук)
Н.А. Семашко [9] принял решение использовать выделяемые здра-
воохранению республики средства не на борьбу с непосредственно
инфекционными заболеваниями, а на устранение порождающих их ис-
точников. Такая технология обеспечила спасение миллионов жизней в
послереволюционный период существования Российского государства
и была высоко оценена как медицинскими специалистами России, так
и специалистами зарубежных стран.
Во второй половине ХХ века приобрели характер эпидемии неин-
фекционные заболевания. Организация объединенных наций (ООН)
объявила основными причинами смертей в мире не инфекции, а неин-
фекционные заболевания. К их числу в медицине относят рак, диабет,
болезни сердца, легких, неврологические болезни и др. В докладе
экспертов ООН эти группы заболеваний названы причиной 2/3 смер-
тей в мире. Эксперты прогнозируют рост смертности от неинфекци-
онных заболеваний к 2030 г. до 52 миллионов человек, притом что
только в 2008 г. от них умерло 36 миллионов человек. Распростра-
ненность этих заболеваний быстро увеличивается, принося мировой
экономике едва ли не триллионные потери [10, 11]. ВОЗ (Всемир-
ная организация здравоохранения) к индикаторам здоровья населения
относит показатели смертности, заболеваемости, инвалидности и фи-
зического развития. По этим показателям эффективность применения
прежней технологии борьбы с новой, теперь уже неинфекционной
3
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook