Г.И. Семикин
Таким образом, методы популяционного скрининга и мониторинга
состояния здоровья и социально-психологической адаптации студен-
тов позволяют нам выявить группы и факторы риска нарушений здо-
ровья и социально-психологического статуса студентов, а также опре-
делить распределение ресурсного обеспечения здоровьесберегающих
технологий.
Для создания здоровьесберегающей среды вуза необходимо
опре-
деление содержания первичной профилактики заболеваний в сту-
денческой среде и ее взаимосвязь с психолого-педагогическим и вос-
питательным сопровождением образовательного процесса.
Профилактика заболеваний всегда дешевле и эффективнее лече-
ния. Согласно развиваемому нами подходу первичная профилактика
заболеваний должна начинаться с воспитания в человеке личной от-
ветственности за свое здоровье и формирования мотивации к ведению
здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии в первую очередь должны быть
направлены на первичную профилактику нарушений здоровья и его
сохранение у здоровых студентов.
Первичная профилактика заболеваний в студенческой среде долж-
на содержать в себе следующий комплекс мероприятий.
1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса, направленное на оптимизацию социально-психологической
адаптации студентов к условиям вузовской среды.
2. Воспитательное воздействие с целью развития личности сту-
дента и формирования у него мотивации к ведению здорового образа
жизни.
3. Создание условий для выявления признаков социально-психоло-
гической дезадаптации, в том числе через социально-психологический
скрининг и мониторинг.
4. Профориентация студентов для оптимизации образовательного
маршрута с учетом их здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного про-
цесса, направленное на оптимизацию социально-психологической ада-
птации студентов к условиям вузовской среды
заключается в передаче
современных медицинских знаний о возможностях и ограничениях че-
ловеческого организма в ментальном, физическом и социальном пла-
не. Оно осуществляется в формах лекционных и практических занятий
по курсу валеологии и физической культуры.
Лекционные занятия направлены на выработку у студентов осо-
знанного желания, а затем и привычки вести здоровый образ жиз-
ни с целью профилактики реакций психосоматической и социально-
психологической дезадаптации, являющейся причиной отклоняюще-
8