Г.И. Семикин
к распространению онкологических заболеваний. Накапливаются му-
тации как в организмах людей, так и в микроорганизмах. Возникают
новые вирусы, в том числе птичьего и свиного гриппа.
В таких условиях возрастают стрессовые нагрузки, которые при-
водят к социально-психологической дезадаптации, обусловливающей
нарушения личностного статуса человека, которые проявляются в не-
здоровом образе жизни и отклонениях в поведении. Это приводит
к возникновению и распространению социально-значимых заболева-
ний, таких как алкоголизм, наркомания, различные формы зависимого
поведения, ВИЧ/СПИД, гепатит С; болезням, передающимся поло-
вым путем. Наряду с синдромом хронической усталости проявляет-
ся агрессия, направляемая человеком на самого себя (суицидальное
поведение), либо маниакальность со сверхценной идеей (терроризм).
Террористическая атака на США 11 сентября 2001 года показала уяз-
вимость глобальных перемен в сложившемся миропорядке.
Таким образом,
целью
публикации является обоснование концеп-
ции, в соответствие с которой в процессе глобализации мировой эко-
номики государства должны проводить гуманистическую, социально
ответственную политику, что позволит создать здоровьесберегающую
среду для сохранения основного ресурса любой страны — «человече-
ского потенциала». Только такой подход позволит человечеству пре-
одолеть те вызовы, которые возникают на новом витке развития ци-
вилизации. В первую очередь это относится к развитию здоровьесбе-
регающих технологий как приоритетной тенденции развития высшего
профессионального образования в условиях глобализации, о чем ярко
свидетельствует опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В 1996 г. была разработана и реализуется «Комплексная програм-
ма здоровьесберегающих технологий и профилактики наркомании в
образовательной среде» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
На современном этапе реформирования высшей школы Россий-
ской Федерации МГТУ им. Н.Э. Баумана приобрел статус националь-
ного исследовательского университета в области техники и техноло-
гий, работающего по развитию федерального приоритетного проекта
«Сколково». В связи с этим проблема сохранения здоровья студен-
тов, не имеющих болезней, и его укрепления у нуждающихся в этом
приобрела особое значение.
При реализации «Комплексной программы» перед коллективом
Московского государственного технического университета им. Н.Э. Ба-
умана стояли следующие
задачи
: 1) определение приоритетных напра-
влений здоровьесберегающей деятельности в университете; 2) реше-
ние организационных и структурных вопросов, обеспечивающих си-
стемную реализацию профилактики нарушений здоровья и социально-
психологического статуса студентов; 3) создание информационной
2